Гранитная Дворцовая набережная и Эрмитажный мост. 1760-е нию к Летнему саду. В 1820-х годах он был заменен Троицким, или Суворовским, наплавным мостом, связавшим Дворцовую набережную с Троицкой площадью у Петропавловской крепости. Очень длинный (более 600 м) мост с фонарями и решетками в стиле ампир представлял собой полноправный элемент центрального городского ансамбля.

К концу XVIII — началу XIX века на рукавах Невы существовало несколько наплавных мостов. Они не обеспечивали круглогодичного сообщения, на время ледохода и ледостава их вообще разбирали. Между тем город рос, убыстрялся пульс его жизни, и все более актуальной становилась задача устройства постоянного моста над своенравной главной рекой столицы. В 1770-х годах механик-изобретатель И.П. Кулибин создал дерзновенный проект деревянного сооружения. Высокая арка перекидывалась над Невой единым пролетом 300 метров. Под ней могли проходить мачтовые суда. Мост этот был построен, но не через Неву, а в виде большой модели (в 1/10 величины), которая простояла 30 лет. Вслед за Кулибиным разные инженеры и архитекторы предлагали свои варианты невских мостов: одно- и многопролетных, а затем — и висячих, цепных (А.Л. Витберг, П. Базен). Но в ту пору еще не было технических возможностей для реализации таких проектов.

Деревянные набережные нуждались в частых ремонтах и не имели представительного вида. Новая «гранитная» эпоха в истории невских берегов наступила с 1760-х годов, с воцарением Екатерины II и утверждением нового для России архитектурного стиля — классицизма. Почти сразу по восшествии на престол Екатерина повелела «против всех Ея Императорского Величества дворцов и садов и казенных домов берега сделать каменные». Проекты составили архитекторы И.Л. Росси и Ж.-Б. Валлен-Деламот, первый из них с 1763 года руководил строительством. Набережные левого берега Невы расширялись и выпрямлялись. Для проч-

Английская набережная ности вбивалось до 13 рядов свай. Береговые стенки сооружались из крупных блоков тесаного гранита с шероховатой поверхностью, сохранявшей фактуру «дикого камня». Ограждением каменного тротуара служил глухой гранитный парапет, что подчеркивало монолитную мощь набережных.

В первую очередь соорудили Дворцовую набережную (1763-1770), а также продолжавшую ее вверх по течению Невы нынешнюю набережную Кутузова (1764-1768). Затем — Английскую (1770-1788), расположенную ниже по течению и отделенную от Дворцовой территорией Адмиралтейской верфи. С 1772 года руководство работами перешло к архитектору Ю.М. Фельтену. Поражает колоссальный размах строительства, в относительно короткий срок преобразившего облик парадного речного фасада. Длина трех гранитных набережных превышает три километра. Они обрели монументальное величие и вековую прочность, созвучные «Невы державному теченью». Суровый характер «дикого камня» и однообразие горизонтальных линий смягчены плавными изгибами спусков и арочных мостов, сооруженных в 1760-х годах вдоль Дворцовой набережной над каналами и истоком реки Фонтанки. Это первые гранитные мосты Петербурга — Эрмитажный, Верхне-Лебяжий и Прачечный. Их упругие дуги неразрывно спаяны с набережной. Закованная в камень полоса левого невского берега воспринимается как непрерывный цоколь строгих рядов зданий.

Канал Грибоедова.

Вид от Мойки

Почти одновременно с невским фасадом столицы началась облицовка гранитом малых рек и каналов, протекающих в левобережной части города. Они составляют контраст невскому простору: изгибы русла неожиданно открывают живописные перспективы, масштаб пространств отличается уютной камерностью. Теофиль Готье, сравнивший Петербург с северной Венецией, писал: «взгляд приятно блуждает между домами, вдоль ленты воды, сдерживаемой гранитными набережными».


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒