Сначала были одеты в гранит берега Екатерининского канала, включившего русло извилистой речки Кривуши (ныне канал Грибоедова). Работы велись с 1764 по 1790 год под руководством военных инженеров И.М. Голенищева-Кутузова, Ф.В. Баура и других. В отличие от невских, набережные канала ограждены чугунными решетками. В 1766 и 1776 годах над каналом возведены Казанский и Каменный однопролетные гранитные мосты. Первый из них расширен в 1805 году до 95 метров, он перекрывает не только всю ширину Невского проспекта, но и часть Казанской площа-

Зимняя канавка ди. В 1780-х годах в нижнем течении канала поднялись сооружения иного типа — трехпролетные с подъемной частью посередине и элегантными гранитными обелисками-фонарями на речных устоях (Пикалов, Аларчин, Мало-Калинкин). Подобные мосты, но с металлическими фонарными столбами появились в те же годы поблизости на Крюковом канале.

Набережные Фонтанки устроены в 1780-х годах по проекту Ф.В. Баура. Тогда же через нее перебросили семь однотипных каменных мостов. Подъемная часть их подвешивалась на цепях, которые крепились к гранитным башням, поставленным на речных опорах. Из этой серии сооружений сохранили первоначальную композицию лишь два — мосты Ломоносова и Старо-Калинкин. В 1780-х годах были облицованы гранитом берега Зимней канавки, в 1800-х — Крюкова канала. Создание набережных Мойки в 1798-1810 годах завершило парадное оформление основных протоков в центре столицы. Все эти набережные и мосты составляют грандиозный и уникальный архитектурный ансамбль.

Мост

Ломоносова

В первой трети XIX века, в период ампира, получила гранитное обрамление восточная часть Васильевского острова. По проекту Ж.Ф. Тома де Томона его насыпная Стрелка обведена в 1805-1810 годах полукруглой гранитной стенкой с львиными масками. К пристани сбегают дуговые пандусы, по концам которых установлены на пьедесталах огромные каменные шары. Тогда же были возведены прилегающие к Стрелке участки Университетской набережной Большой Невы и Тучковой набережной Малой Невы (ныне наб. Макарова). В 1830-х годах обе они были продлены.

Эпоха металла в петербургском мостостроении началась на исходе XVIII века. В 1780-х годах появились пешеходные железные мостики в Царском Селе; в 1793-1794 годах — два таких же моста пролетами 13 и 10 метров в Таврическом саду (инженер К.И. Шпек-ле). Первые чугунные мосты создал архитектор и инженер В.И. Гесте, ставивший задачу строить «с надлежащей прочностью и красотою» . При сооружении Полицейского моста через Мойку по Невскому проспекту он применил новаторскую конструкцию арочного пролета из чугунных ящиков-кессонов. На основе такой рациональной системы Гесте разработал типовой проект, в соответствии с которым построены Поцелуев, Красный и Синий мосты через Мойку. Синий был впоследствии расширен и достиг рекордной для Петербурга ширины — около 100 метров, став непосредственным продолжением Исаакиевской площади. Аналогичной конструктивной схемы придерживался в более поздних сооружениях инженер Е.А. Адам. Оригинален построенный им в 1829-1831 годах совмес-

Стрелка Васильевского острова. Гравюра начала XIX века. Фрагмент

Полицейский мост. Гравюра начала XIX века тно с В. фон Треттером «Трехколенный» мост у истока Екатерининского канала из Мойки: он состоит из двух настоящих и одного ложного мостов, образующих законченную симметричную композицию. Некоторые новшества в систему, разработанную Гесте, внес инженер П. Базен, выходец из Франции, создавший ансамбль мостов у истока Мойки. Чугунные сооружения отличались не только новизной и относительной легкостью конструкций, но и высокими художественными качествами, умелым и тактичным включением в перспективы водных протоков и в архитектурные ансамбли, изяществом и четкостью рисунка кружевных решеток с мотивами стиля ампир.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒