Новым словом в петербургском строительстве 1820-х годов стали цепные висячие мосты. Немецкий инженер В. фон Треттер считал, что они обладают «элегантностью, которой нельзя достичь при других существующих системах». Он создал пять сооружений такого рода при участии инженера В.А. Христиановича. Выдающимися для своего времени были Пантелеймоновский и Египетский мосты над Фонтанкой пролетом соответственно 43 и 55 метров. Цепи, державшие сверху мостовое полотно, крепились к береговым чугунным порталам, которым Треттер сознательно придал легкий ажурный вид, отличавшийся от современных цепных мостов в Европе с их массивными каменными порталами. Сооружения на Фонтанке не сохранились, но дошли три пешеходных висячих моста: Почтамтский через Мойку, Банковский и Львиный через канал Грибоедова. В сопоставлении с массивами гранитных берегов они кажутся еще более легкими и воздушными. Своеобразие двум мостам на канале придают скульптуры грифонов и львов, выполненные по эскизам Треттера скульптором П.П. Соколовым. Они словно держат мосты. Напряженные позы животных с выдвинутыми лапами передают работу скрытой внутри фигур несущей конструкции. Эти сооружения — великолепные образцы синтеза искусств, испытавшего расцвет в период стиля ампир. Интереснейшим примером использования монументальной скульптуры является Аничков мост через Фонтанку (перестроен в 1841 году). На нем установлены четыре бронзовые группы «Укротители коней» работы выдающегося анималиста П.К. Клодта. (Авторские отливки этих же групп установлены в Неаполе и Берлине.) Перила воспроизводят ограждение Дворцового моста в Берлине, построенного К.Ф. Шинкелем.

В середине XIX века удалось, наконец, покорить Неву. Благовещенский, позднее Николаевский (ныне Лейтенанта Шмидта) мост был возведен в 1843-1850 годах инженером С.В. Кербедзом

Пантелеймоновский мост. Гравюра 1820-х годов

Банковский мост

Аничков мост.

Литография по рисунку И.И. Шарлеманя. 1850-е между Английской и Университетской набережными. Переправа длиной 330 метров имела семь арочных пролетов из чугунных решетчатых ферм, опиравшихся на гранитные устои. Разводной пролет у правого берега вращался в горизонтальной плоскости. Выразительный силуэт, стройные пропорции, изысканная решетка по рисунку А.П. Брюллова превращали мост, по выражению современника, в «дивное ожерелье красавицы Невы». К сожалению, вид моста был грубо искажен в 1930-х годах, когда его арочную конструкцию заменили балочной (инж. Г.П. Передерий). В связи с мостом по проекту С.В. Кербедза и А.А. Серебрякова была сооружена Николаевская набережная Васильевского острова (ныне набережная Лейтенанта Шмидта). В 1873-1874 годах на территории бывшей Адмиралтейской верфи построили Адмиралтейскую набережную (инж. В.М. Карлович и С.С. Селянинов), соединившую в непрерывную полосу гранитное обрамление левого берега Невы.

Второй постоянный невский мост — Литейный — возвели там, где в конце XVIII века наводилась вторая наплавная переправа через Неву. Литейный мост, ведущий на Выборгскую сторону, сооружен в 1875-1879 годах инженером А.Е. Струве. Он выполнен уже из стали, что позволило увеличить размеры арочных пролетов, придать им более пологие очертания.

Выдающимся произведением инженерного искусства явился Троицкий мост, построенный на месте прежнего наплавного в

Троицкий мост

1897-1903 годах по проекту Французского строительного общества «Батиньоль». Среди своих невских собратьев это поистине царь-мост. Он выделяется размерами (582 м), красотой упругого силуэта, элегантностью форм. Здесь применена рациональная и новаторская система: арочная (в центре) и балочные (по краям) фермы продолжены консолями, выступающими в смежные пролеты; эти консоли связаны фермами-подвесками. Такая структура уравновешивает усилия прогиба и распора, позволяет облегчить стальную конструкцию. Композиция не следует буквально за инженерным расчетом. Составные части конструкции не выявлены во внешнем облике моста, который выглядит как сплошной арочный. Это было сделано ради стройной законченности общего впечатления. Техническую разработку и руководство строительством осуществили инженеры А. Флаше и Ж. Ландау. Архитектурное оформление, несущее отпечаток модерна, принадлежало В. Шабролю и Р. Патуйару. Большой вклад в создание моста внесли видные петербургские инженеры и архитекторы, выступавшие консультантами и экспертами. Один из них, Г.Г. Кривошеин, спроектировал каменную эстакаду у правого берега. «Французский» мост Петербурга был открыт к двухсотлетию города. Одновременно на правом берегу была возведена гранитная Петровская набережная


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒