Н. Микетти и Г. Киавери, немцы И.Г. Шедель, Г.И. Маттарнови, Т. Швертфегер, швейцарец Н.Ф. Гербель, голландцы X. фан Болес и С. фан Звитен.

Исключительный вклад в создание архитектурного облика новой столицы внес Доминико (Доменико) Трезини (1670 ? -1734), первый зодчий Петербурга, проработавший в нем три десятилетия. Уроженец итальянской Швейцарии, он близко знал итальянское барокко, но в Россию приехал из Копенгагена, где состоял при дворе датского короля и успел проникнуться строгим характером северной архитектуры. Трезини не обладал сильной творческой индивидуальностью, но умело и на редкость продуктивно применял свой разносторонний опыт к реальным задачам строительства Петербурга. Он сооружал крепости и храмы, типовые жилые дома, дворцы и общественные здания, составлял регулярные генеральные планы больших частей города.

Раннюю петербургскую архитектуру отличали простота объемных композиций, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и скромность внешней отделки. Ордер использовался почти исключительно в виде пилястр, слитых с полем стены. Черты жи вописности вносили высокие крыши, фигурные фронтоны криволинейных очертаний и яркая двухцветная окраска. Колокольни и башни с игловидными шпилями придавали остроту силуэту города, лежащего на плоских низких берегах невской дельты. Эти легкие стремительные вертикали преобразили равнинный пейзаж.

В 1730-х годах на ведущие позиции выдвинулись русские зодчие М.Г. Земцов, И.К. Коробов и П.М. Еропкин. Михаил Григорьевич Земцов (1686-1743), ученик Д. Трезини, с 1735 года руководил застройкой Петербурга. Архитектура периода царствования Анны Иоанновны в общих чертах продолжала стилевые приемы петровского времени. Вместе с тем вызревала тенденция к обогащению форм в духе барокко, что отчетливо проявилось в творчестве Петра Михайловича Еропкина (1690-е — 1740), отдавшего дань и классицистическим решениям. В церковном строительстве наметился возврат к некоторым особенностям старомосковского зодчества.

1. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ) КРЕПОСТЬ

Основана 16(27) мая 1703 года и названа Санкт-Питер-Бурх. Эти дата и название стали днем рождения и именем нового города — Санкт-Петербурга. Крепость заложили по велению Петра I на небольшом Заячьем острове у северного берега Невы. Расположенная в самом широком месте реки, у ее разветвления на два рукава, она перекрывала пути наступления противника со стороны Финского залива. Но крепость не принимала прямого участия в боевых действиях. В ходе Северной войны границы государства были отодвинуты далеко на запад.

Общий замысел крепости принадлежал Петру I. Проекты укреплений составили под его руководством состоявшие на русской службе иностранные инженеры — француз Ж.Г. Ламбер и немец В.А. Кирштенштейн, который до 1705 года наблюдал за строительством. В 1706-1740 годах первоначальные деревоземляные куртины и бастионы были заменены кирпичными. Руководил работами Д. Трезини, а затем — инженер и государственный деятель Б.Х. Миних. Общая структура оборонительных сооружений в виде вытянутого шестиугольника с бастионами на углах напоминала планы «идеальных» городов-крепостей итальянского ренессанса (проекты Ф. де Марки, Нижняя фортеция во Флоренции А. да Сангал-ло; XVI в.). По такому типу в разных странах Европы было сооружено немало крепостей, в том числе Наарден в Голландии. При

Петропавловская крепость.

Фрагмент гравюры по рисунку М.И. Махаева. 1753

устройстве невской цитадели учитывались новейшие достижения зарубежной фортификации, связанные, прежде всего, с деятельностью французского инженера С. де Вобана. Основной шестиугольник, имеющий несколько неправильные очертания из-за формы острова, дополнен двумя равелинами, а за проливом (на Петроградском острове) подступы к крепости дополнительно защищал кронверк — земляные валы и рвы в форме короны. Внутрь крепости ведут несколько ворот. Среди них выделяются Петровские (1708-1717), сооруженные в стиле барокко Д. Трезини, и Невские, перестроенные в граните Н.А. Львовым в формах строгого классицизма (1784-1787).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒