Петр I стремился создать европейскую столицу, отрешившись от древнерусского наследия. Для этого он привлекал иностранных архитекторов и специалистов разных профессий. Прежде всего, Петербург представлялся ему вторым Амстердамом, что объяснялось сходством географических условий и предпочтительной ориентацией на экономику и культуру Голландии и других северных стран. Несомненно, сильным было воздействие культуры Италии и Франции. От Москвы была унаследована идея русской столицы как Нового Рима, что подтверждалось ее названием по имени Святого Петра, значением центра расширившей свои границы империи и принятым царем титулом императора, образами триумфа и мощи в оформлении города, активным использованием античной символики. Очевидно, Петербург отразил и мечту его основателя о Венеции. Оба города роднят нерасторжимый союз архитектуры и воды, равнинный пейзаж, чередование обширных акваторий, островов и малых протоков, близость моря.

Многим, и особенно противникам петровских реформ, Петербург казался искусственным и чужеродным. Сама природа будто противилась его строительству: наводнения часто затапливали территорию, болотистая почва затрудняла строительные работы, холодный сырой климат подрывал здоровье жителей. Но город уверенно поднимался в борьбе с враждебной стихией. В его создании во многом выразилась сущность национального характера и исторической судьбы России: широчайший размах, смелое освоение и обживание новых мест, претворение чужого культурного опыта в свой собственный, идеалистическое стремление к высокой цели, долготерпение и упорство.

Петербург, ставший одним из красивейших городов мира, получился непохожим на свои западноевропейские прообразы. И тем более — на старые русские города, которые до XVIII века складывались по законам средневекового градостроения. Его принципиальная новизна заключалась в регулярности, разработке генеральных планов, распространении кирпичного строительства, развитии новых для России типов зданий, а также в том, что архитектура города изначально была ориентирована на современные европейские стили.

Генеральный план Петербурга. 1753. Фрагмент

Крепость Санкт-Петербург, впоследствии получившая название Петропавловской, была заложена 16(27) мая 1703 года на Заячьем острове у северного (правого) берега Невы. Цитадель запирала вход в Неву со стороны Финского залива. На противоположном левом берегу, ближе к заливу, по плану Петра I было сооружено в 1704-1705 годах Адмиралтейство — крупная верфь и одновременно крепость. Морским форпостом стал форт Кроншлот, построенный в 1704 году у острова Котлин в Финском заливе.

Первоначально Петербург играл роль приморской крепости и торгового порта. Уже в 1704 году Петр I назвал его столицей, а в 1712 году город действительно обрел этот статус. Развитие его определяли два градоформирующих ядра: Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Рядом с крепостью появилась первая площадь — Троицкая. Здесь сложился торговый (с портом) и административный центр раннего Петербурга. Площадь была раскрыта к Неве, связана с речным пространством. Вдоль Невы к востоку от площади встали в ряд «Первоначальный дворец» — Домик Петра I — и особняки его приближенных. Это была первая парадная набережная города (ныне Петровская). К северу от крепости на Городовом острове (Петроградская сторона) были свободно разбросаны жилые слободы, заселенные по профессиональной, социальной или этнической принадлежности. К ним вели расходящиеся веером улицы неправильных очертаний. Расселение и застройка проводились еще без плана, спонтанно. Эта северная часть Петербурга напоминала традиционную структуру древнерусских городов: крепость — кремль, Троицкая площадь — торг, основные жилые кварталы — посад, периферийные поселения — гнездо слобод.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒