Одно из чудес Летнего сада — ограда со стороны Невы, созданная в 1771-1784 годах архитекторами Ю.М. Фельтеном и П.Е. Егоровым. Железные звенья установлены между 36 гранитными колоннами. Редкая гармония пропорций, удивительное изящество ажурного рисунка решетки, контрастно оттененное мощью гранита, позволяют отнести ее к величайшим шедеврам русского искусства раннего классицизма. Невысокая чугунная ограда с противоположной стороны, вдоль набережной Мойки, установлена в 1826 году по проекту Л.И. Шарлеманя. Им же построен деревянный Чайный домик (восстановлен в 1984 году). Еще один памятник позднего классицизма — Кофейный домик. Он перестроен в 1826 году К.И. Росси из павильона «Грот», сооруженного еще в 1710-х годах Г.И. Маттарнови, очевидно, по замыслу А. Шлютера.

Скульптурная группа «Победа и Мир»

Ограда сада со стороны Невы

4.    МЕНШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Университетская наб., 15

Самый великолепный дворец петровского Петербурга был возведен в 1710-1714 годах для светлейшего князя А.Д. Меншико-ва— ближайшего сподвижника Петра I. Строительство вел архитектор Фонтана, а затем И.Г. Шедель. Здание обращено к Неве, которая служила главным проспектом города. Фасады обработаны тремя ярусами пилястр, которые членят стены на ровные ряды ячеек. Такая схема восходит к типу палаццо итальянского ренессанса. Расстановке и рисунку ордерных элементов на фасадах дворца свойственны жесткая равномерность и графичная уп-лощенность. В то же время выступы ризалитов и боковых крыльев выявляют объемность композиции. А высокая кровля, фигурные фронтоны и элементы декоративного убранства близки приемам северного ренессанса и барокко. В разнообразных конструкциях сводов явно отразился опыт русских строителей. Пространственным центром дворца является высокий сквозной вестибюль с аркадами, также напоминающий об итальянских палаццо. Некоторые комнаты сплошь облицованы расписными фаянсовыми плитками — в этом проявился повышенный интерес к прикладному искусству Голландии.

В глубине усадьбы был устроен регулярный сад, там же находились Посольский дворец и деревянные жилые корпуса. У берега стояла Воскресенская церковь со шпилем. Резиденция Менши-кова служила местом торжественных приемов и ассамблей.

Еще в 1720-х годах Шедель пристроил к главному зданию западный корпус и начал симметричный ему восточный. С 1730-х годов участок принадлежал Кадетскому корпусу, для которого возводились новые здания и флигели, а в бывшем дворце были проведены значительные переделки. После реставрации, осуществленной в 1970-х годах, здесь разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная истории русской культуры начала XVIII века. В 2002 году восстановлены короны и вазы на фронтонах.

5.    АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

Пл. Александра Невского, 1

Монастырь основан в 1710 году Петром I в память о прославленном полководце князе Александре Невском, одержавшем в 1240 году победу над шведами на берегу Невы. Новгородский князь, причисленный к лику святых, считался небесным покровителем Петербурга. Его мощи были торжественно перенесены

Корпуса Александро-Невской лавры в новый монастырь, который в 1797 году получил почетный статус лавры.

Общий план монастыря составил в 1715 году Д. Трезини. По его проекту регулярно-симметричный ансамбль был обращен парадной стороной к Неве. Расположенные уступами корпуса должны были фланкировать собор с колокольней и шпилем, напоминающий Петропавловский. Трезини удалось осуществить лишь угловую Благовещенскую церковь и примыкающий к ней Духовский корпус (1717-1725). Двухэтажная церковь окрашена в красный и белый цвета, верхний храм обработан пилястрами большого ордера. Над высокой крышей с изломом поднимаются восьмигранный барабан и купол с фонариком. На постройки Д. Трезини ориентировались П.А. Трезини, И.Л. Росси и М.Д. Расторгуев, которые в середине XVIII века возвели корпуса по всему периметру с угловыми башнями. Так сложился один из крупнейших петербургских ансамблей в стиле барокко.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒