Роль его доминанты играл собор с высоким куполом и двумя башнями, возводившийся в 1720-1730-е годы Т. Швертфегером в духе южнонемецкого барокко. Но незавершенное сооружение дало трещины и было разобрано. На его месте в 1776-1790 годах по проекту И.Е. Старова возведен существующий Троицкий собор. Этот трехнефный храм имеет в плане форму латинского креста. Над средокрестьем высится широкий барабан с мощным куполом. Западный фасад акцентирован шестиколонным портиком римско-дорического ордера и двумя башнями-колокольнями. Постановка парных башен-звонниц редко встречалась в петербургском зодчестве. Другим примером была несохранившаяся Рождественская церковь на Песках (1781-1789, архитектор П.Е. Егоров). Скульптурное убранство собора создано Ф.И. Шубиным. Торжественная монументальность, спокойное величие выражают дух классицизма; обработка стен пилястрами и филенками характерна именно для раннего этапа этого стиля в России. Троицкий собор главенствует в живописном силуэте лавры с ее хороводом куполов и башен. Перед входом в лавру Старов создал округлую площадь и скромную Надвратную церковь (1784-1786), которая замкнула перспективу Невского проспекта.

В лавре находится несколько старинных кладбищ. Это своеобразный пантеон русской истории и культуры. Здесь похоронены выдающиеся зодчие: И.Е. Старов, Д. Кваренги, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Тома де Томон, К.И. Росси, В.П. Стасов.

6.    КУНСТКАМЕРА

Университетская наб., 3

Первый в России естественнонаучный музей основан Петром I и назван Кунсткамерой. Здание на берегу Невы, у Стрелки Васильевского острова, строили в 1718-1734 годах Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. Здесь находились также библиотека и обсерватория Академии наук. Высокая центральная башня является ведущим вертикальным акцентом этой части города. Сложные очертания ее объемов напоминают берлинские сооружения А. Шлютера, преемником которого в Петербурге стал Маттарнови. Сужающиеся кверху ярусы астрономической башни создают иллюзию взлета архитектурных масс, а контрастное сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей вносит в ее композицию динамическую напряженность и пластическую экспрессию. Это наиболее чистый образец барокко в архитектуре петровской поры. Излюбленные этим стилем криволинейные объемы почти не встречались в застройке города первой четверти XVIII века. Острую подвижную игру форм башни еще сильнее оттеняют два симметричных крыла с плоскими фасадами, окрашенными, как обычно, в два цвета. Правда, они утратили высокую кровлю и эффектные разорванные фронтоны. Два столетия, после пожара 1747 года, здание простояло без верха башни, который был воссоздан в 1947-1948 годах. Ныне в Кунсткамере находятся Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого и мемориальный музей М.В. Ломоносова.

7.    ЗДАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ

Университетская наб., 7

Возведено в 1722-1742 годах для высших государственных учреждений России — Сената, Синода и коллегий. Постройке предшествовал первый в России архитектурный конкурс. Разработал проект и вел строительство Доминико Трезини с использованием варианта Т. Швертфегера, завершали работы М.Г. Земцов и Джузеппе Трезини. Оригинальна композиция здания: оно состоит из двенадцати одинаковых секций, вытянутых в линию. Необычна его ориентация — узким торцом в Неве. Главный протяженный фасад длиной около 400 метров замыкал пространство огромной площади, которой отводилась роль центральной в молодой столице (эта территория впоследствии была застроена). С тыльной, западной стороны здания по всей его длине тянется двухъярусная галерея.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒