Кунсткамера. Гравированный чертеж Г.А. Качалова. 1744

Главный фасад здания Двенадцати коллегий. Чертеж. 1740-е

Каждая секция имеет отдельную мансардную кровлю и свой центральный ризалит с фигурным фронтоном. Схематичный вариант подобной композиции представляло первое здание коллегий (1710-е) на Троицкой площади, состоявшее из шести типовых секций. Но истоки образного решения Двенадцати коллегий обнаруживаются в западноевропейской архитектуре XVII века. Прием повторности частей и силуэтных завершений вызывает ассоциации с Биржей в Копенгагене, откуда Трезини приехал в Россию, или с ансамблем площади Вогезов в Париже, а рисунок фасада имеет сходство, например, со зданием Коллегиума в Левене (Бельгия). Пилястры, объединяющие два верхних этажа, наличники окон и другие детали контрастно выделяются своим белым цветом на оранжево-красном поле стены. Четкость членений, прямолинейность плана, слитность ордера с плоскостью стены характерны для сдержанного и рационального петровского барокко, так же как яркость окраски и живописность силуэта. Волнообразное движение и ритмичная пульсация объемных форм избавляют «бесконечный» фасад от ощущения монотонности.

Облик фасада дошел до нас несколько упрощенным. Из первоначальных интерьеров уцелела отделка Петровского зала. Основные внутренние перестройки были проведены в 1830-х годах А.Ф. Щедриным, когда здание приспосабливалось для Санкт-Петербургского университета. В 2003 году воссозданы одно из крылец и небольшой участок замощения.

8. ЦЕРКОВЬ СВ. СИМЕОНИЯ И АННЫ

Ул. Белинского

Храм, возведенный в 1730-1734 годах, является единственным авторским произведением М.Г. Земцова, дошедшим до наших дней. Он принадлежит к типу ранних петербургских церквей с многоярусной колокольней, увенчанной шпилем, и куполом на высоком барабане. Фасады трехнефного здания ритмически организованы пилястрами, вытянутый горизонтальный объем завершен фигурной крышей с переломом. Это яркий образец «аннинского» барокко, в целом следовавшего в русле петровской архитектуры. Трактовка ордера, рисунок наличников носят классицистический оттенок.

Вместе с тем в облике храма оживают традиции московского зодчества конца XVII — начала XVIII века. Трехчастная композиция решена «кораблем»: на продольной оси последовательно расположены колокольня, приземистая «трапезная» и повышен-

Здание Двенадцати коллегий.

Фрагмент гравюры по рисунку М.И. Махаева. 1753

Церковь Св. Симеония и Анны ный, выступающий в стороны объем — «четверик», несущий крупный восьмигранный барабан — «восьмерик». Стены выступов очерчены сверху дугообразными фронтонами (этот мотив напоминает московские Меншикову башню и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Легкая стройная колокольня с небольшим шпилем, в отличие от петровских церквей, ненамного превосходит по высоте мощный купол с фонариком. Несмотря на переделки (основная реконструкция проведена в 1869-1872 годах Г.И. Винтергальте-ром), храм Св. Симеония и Анны в основном сохранил первоначальный вид. Неподалеку, также у левого берега Фонтанки (ул. Пестеля, 2а), находится церковь Св. Пантелеймона, построенная в 1735-1739 годах И.К. Коробовым. Две церкви, созданные в одно время, не повторяют друг друга, но они близки и по композиции, и по стилевому характеру.

9. САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР

Большой Сампсониевский пр., 41

Это храм-мемориал, какие издревле строились на Руси. Он был заложен в память победы над шведами под Полтавой, одержанной Петром I 27 июня 1709 года в день преподобного Самп-сония. В 1728 году вместо деревянной церкви артель русских мастеров начала сооружение небольшого каменного храма. Затем, к 1740 году, здание было расширено. Первоначальная западная часть превратилась в «трапезную», а с продольных сторон устроены открытые галереи. Отдельно стоящая многоярусная колокольня выстроена в формах раннего петербургского «классицистического барокко». Однако увенчана она не шпилем, а традиционным на Руси шатром, единственным в петербургской архитектуре XVIII века. Купол собора переделан в 1761 году: к нему приращены четыре декоративные башенки с главками, образовавшие легкое, как бы игрушечное пятиглавие. Это наивно схематичное подражание собору Смольного монастыря. Превосходно выполнен пятиярусный иконостас с резной скульптурой и орнаментацией в стиле барокко.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒