Близ собора находились старейшие кладбища города. На них были похоронены выдающиеся зодчие раннего Петербурга — Д. Трезини. Ж.-Б. Леблон, П.М. Еропкин.

ВЫСОКОЕ БАРОККО середина XVIII века

Решительный поворот к стилю барокко в петербургской архитектуре произошел в 1740-х годах. Он был связан с воцарением императрицы Елизаветы Петровны и блестящим взлетом творчества Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Сочетая православную религиозность с игривыми нравами, императрица стремилась выразить могущество российского абсолютизма в ослепительной роскоши и монументальном размахе архитектуры. С невиданной интенсивностью развернулось строительство дворцов и храмов, поражавших крупным масштабом и богатством отделки. Величайшим мастером и по существу создателем высокого петербургского барокко стал придворный архитектор Ф.Б. Растрелли — итальянец, уроженец Парижа, сформировавшийся как зодчий на строительстве новой русской столицы.

Созданные Растрелли Смольный монастырь и Зимний дворец являются вершинами и эталоном этого стиля. Им свойственны торжественная монументальность, мощная пластическая экспрессия, напряженная динамика форм, щедрое разнообразие убранства. Многочисленные выступы и группы трехчетвертных колонн усиливают впечатление подвижности объемов и скульптурности фасадов. Яркой полихромной окраской подчеркнута праздничная зрелищность архитектуры. При этом планировочные решения отличаются четкой прямолинейностью осей и очертаний.

Высокое барокко сложилось как сплав европейского опыта и отчасти традиций московского зодчества. Влияние стиля рококо особенно проявилось в отделке интерьеров. Но крупно-масштабность и мощь образов, прямолинейность планов, архи-тектоничность объемных композиций далеки от изнеженной грации рококо. Обращение к русским истокам отразилось, в частности, в возвращении к православному пятиглавию храмов (по указаниям императрицы Елизаветы). Первым такой тип церкви возродил в Петербурге Пьетро Антонио Трезини. Близость старорусским приемам заметна в Никольском (Морском) соборе — шедевре талантливого зодчего Саввы Ивановича Че-вакинского.

Стиль барокко достиг в России расцвета, когда в Европе он уже сходил со сцены. Со смертью Елизаветы (1761) наступил его быстрый закат.

10.    АНИЧКОВ ДВОРЕЦ

Невский пр., 39

Старейший на Невском проспекте дворец строился в 1741-1754 годах, когда «першпектива» еще не стала главной улицей города. Поэтому усадьба была ориентирована главным фасадом на Фонтанку, а с другой стороны находился большой сад. Название дворцу дано по фамилии командира располагавшегося здесь полкового двора М.О. Аничкова, хотя предназначался он для графа А.Г. Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы. Проект создал М.Г. Земцов, строительство вели Г.Д. Дмитриев и затем Ф.Б. Растрелли, внесшие некоторые изменения. Это одно из первых зданий, в которых выразилась тенденция елизаветинского барокко к пластическому обогащению форм. Три повышенных ризалита с живописными завершениями активизировали пластику объемов, подчеркивали беспокойную динамику силуэта. Но уже в 1778-1779 годах дворец был перестроен И.Е. Старовым для князя Г.А. Потемкина в духе раннего классицизма. Все части стали одной высоты, рисунок фасадов приобрел сдержанный и несколько монотонный характер. Интерьеры дворца неоднократно перестраивались. В XIX веке он стал собственностью императорской фамилии, служил излюбленной резиденцией Александра III.

На месте парадного двора в 1803-1805 годах Д. Кваренги построил торговые ряды с изящной и величественной открытой колоннадой со стороны Фонтанки. Архитектор смело соединил ионические колонны с дорическим антаблементом, усилив тем самым выразительность ордерной композиции. В 1809-1811 годах JT. Руска приспособил здание для Кабинета Его Императорского Величества. Открытая аркада первого этажа была заложена в 1885-1886 годах.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒