Ныне в обоих зданиях находится Дворец творчества юных.

11.    ФОНТАННЫЙ ДОМ

(ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ)

Наб. р. Фонтанки, 34

В начале XVIII века берега Фонтанки застраивались усадьбами. Один из участков Петр I подарил в 1712 году своему соратнику фельдмаршалу Б.II. Шереметеву. Для его сына графа Петра Шереметева в 1740-х годах Г.Д. Дмитриев (?) и С.И. Чевакин-ский возвели каменный Фонтанный дом, названный по своему местоположению у Фонтанки. Здание поставлено по усадебному принципу в глубине участка. Композиция фасадов, обработанных

Аничков дворец.

Фрагмент гравюры по рисунку М.И. Махаева. 1753

Аничков дворец пилястрами, сохраняет геометрическую четкость и плоскостность, характерные для раннего петербургского барокко. Вместе с тем затейливый рисунок наличников и пышная горельефная лепнина свидетельствуют о переходе барокко в зрелую стадию. Особенностью фасада является мезонин с лучковым фронтоном. Оформление интерьеров неоднократно обновлялось и изменялось: в конце XVIII — начале XIX века И.Е. Старовым, Д. Кваренги, А.Н. Воронихиным; в середине XIX века — И.Д. Корсини, который создал в 1838 году эффектную чугунную ограду. Северный флигель построен в 1867 году H.JI. Бенуа, удачно стилизовавшим формы барокко.

На территории усадьбы сохранились остатки сада, несколько павильонов и флигелей.

12. СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Пл. Растрелли

Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого барокко явился блестящим воплощением творческих идей Ф.Б. Растрелли. Строительство началось с 1748 года по заказу императрицы Елизаветы, которая намеревалась в старости удалиться в монастырь. Работы велись до 1764 года, но не были полностью завершены. Ударной вертикалью, самой высокой в городе, должна была стать 140-метровая колокольня при входе в монастырский двор. Воздвигнуть ее не удалось, поэтому доминантой монастыря стал Воскресенский собор, неудержимо возносящийся ввысь своим пятиглавием (высота 94 м). Это оригинальная вариация нового типа храма, сложившегося в середине XVIII века на основе синтеза древнерусских традиций и европейского барокко. В композиции крестообразного в плане собора преобладает сильно развитое по вертикали завершение: к мощному подкупольному барабану тесно прижаты четыре башни-колокольни. Тема купола и башен заимствована из итальянского или южнонемецкого барокко. Это было особенно заметно в ранних вариантах проекта, в которых две, а затем четыре башни ставились отдельно от центрального барабана. Елизавета, верная заветам православия, приказала переделать проект «не по римскому манеру», а по образцу Успенского собора Московского Кремля. Растрелли дал свою версию традиционного в древнерусских храмах пятиглавия, переведя и этот символический образ на язык зрелого барокко.

Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой. Массы его словно пульсируют, объемы пластичны, почти скульптурны. Пышное убранство выделяется прихотливой свободой изысканного рисунка. Растрелли обогащает рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, не встречавшимися ранее в архитектуре Петербурга. Он ставит их попарно или собирает в пучки, выделяя основные членения и углы. Живописный силуэт очерчен сложным беспокойным контуром. Сросшиеся подкупольный барабан и башни образуют изогнутые или изломанные поверхности, что вызывает ассоциации с римским барокко. Но Смольный собор отличается не фасадным, а подчеркнуто объемным, трехмерным построением, он равноценно воспринимается со всех сторон. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма лаконично — его отделку завершил архитектор В.П. Стасов в 1832-1835 годах.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒