Жилые корпуса, обступающие двор, составляют в плане равноконечный крест. Четыре башенные церкви на углах корпусов формируют вместе со стоящим посередине собором как бы второе пятиглавие, широко раскинувшееся в пространстве. Территория монастыря окружена оградой с декоративными башенками. Передние флигели, фланкирующие въезд, пристроены в 1832-1835 годах В.П. Стасовым и переоформлены в 1860-х годах П.И. Таманским в характере растреллиевской архитектуры. В ансамбле монастыря живописное богатство, близкое по духу древнерусскому зодчеству XVII века, сочетается со строгой петербургской симметрией и регулярностью. Расположенный у крутой излучины Невы, он господствует в панораме реки и эффектно открывается в перспективах нескольких улиц.

13. ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Садовая ул., 26

Обширная усадьба канцлера графа М.И. Воронцова простиралась от Садовой улицы до Фонтанки. Она создана в 1749-1757 годах Ф.Б. Растрелли. Дворец явился одним из первых в городе зданий в стиле высокого барокко. Главный корпус, стоящий в глубине широкого курдонера, скомпонован по трехчастной схеме: выделены средний и боковые ризалиты. Более высокий центральный ризалит отличается акцентированной пластикой форм. Парные колонны, явившиеся нововведением Растрелли в петербургской архитектуре, обогащают рельеф поверхности, создают иллюзию подвижности архитектурной массы. Пышные затейливые обрамления окон заполняют в центре почти все поле стены. Они порождают эффект волнообразного колыхания, непрерывной

Воронцов-ский дворец. Центральная часть текучести форм, дематериализуя массив стены. По контрасту с этой частью здания протяженные боковые корпуса решены скромно и плоскостно. Выходящие на красную линию улицы торцовые фасады флигелей напоминают о рядовой застройке центра Петербурга той поры. Курдонер отделен чугунной оградой, выполненной по проекту Растрелли в технике литья.

В 1798 году Павел I передал дворец Капитулу Мальтийского ордена. В 1799-1800 годах Д. Кваренги построил в глубине участка Мальтийскую капеллу. Это чистейший образец палладианства — направления строгого классицизма, обращенного к наследию великого зодчего итальянского ренессанса А. Палладио. С 1810 года во дворце помещался Пажеский корпус. Ныне здесь — Суворовское военное училище.

14. СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Невский пр., 1 7

Возведен Ф.Б. Растрелли для барона С.Г. Строганова в 1753-1754 годах (с включением дома портного И. Неймана, построенного на этом участке в 1738-1742 годах). В отличие от усадебных домов с курдонерами впереди и садами в глубине, это именно городской дворец. Фасады его выходят на красные линии проспекта и набережной Мойки, внутри находится парадный замкнутый двор. Фасад по Невскому пластически более насыщен. Стремление Растрелли к скульптурности архитектурных форм особенно ясно проявилось в решении средней части главного фасада. Пластическая выразительность достигнута здесь, прежде всего, введением трехчетвертных колонн, чарующих своей утонченной грацией. Центральный ризалит, увенчанный лучковым фронтоном, акцентирован группами колонн, собранных в пучки. Разнообразен рисунок оконных наличников. Они приобрели вид замысловатых рельефных композиций усложненного абриса. По словам самого Растрелли, фасады выдержаны «в итальянской манере». От первоначальной отделки сохранился большой зал с плафоном, исполненным Д. Валериани. Это единственный в Петербурге подлинный (не воссозданный) парадный интерьер Растрелли.

В 1788-1793 годах Ф.И. Демерцов и А.Н. Воронихин выстроили во дворе новые флигели и создали ансамбль классицистических интерьеров. Он включает Картинную галерею, Угловой и Арабесковый залы, Минеральный кабинет. В то время дворцом владел граф


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒