А.С. Строганов — крупный меценат, президент Академии художеств. Он во многом содействовал становлению выдающегося зодчего, своего бывшего крепостного Андрея Воронихина.

Строгановский дворец. Фасад по Невскому проспекту

Строгановский дворец. Фасад по набережной Мойки

Строгановский дворец входит в состав Государственного Русского музея. Ведется реставрация его интерьеров, в 2003 году фасадам возвращена первоначальная окраска.

15. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Дворцовая наб., 36; Дворцовая пл.

Главная резиденция российских императоров. Это четвертый (по другому счету — шестой) Зимний дворец на берегу Невы. Первые, небольшие, были построены для Петра I чуть восточнее. В 1732-1735 годах Б.К. Растрелли и его сын Ф.Б. Растрелли соорудили с использованием старых зданий просторный дворец императрицы Анны Иоанновны. Существующий возведен на месте прежнего в 1754-1762 годах Ф.Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец — апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя величие Российской империи.

Здание решено в форме прямоугольного блока с крупными угловыми выступами и обширным крестообразным внутренним двором. Оно было рассчитано на восприятие со всех сторон, с близких и дальних расстояний. Значительная протяженность фасадов требовала сильной пластики членений и больших форм. Этим оправдано введение массивных ризалитов и мощный рельеф ордера. На зеленом фоне стен пенится белизна колонн и наличников, густое кружево лепнины. Фасады расчленены на два яруса; каждый ярус обработан трехчетвертными колоннами — короткими в нижнем ряду и удлиненно стройными в верхнем, отвечающем расположению парадных залов. Два основных фасада решены по-разному. Северный, обращенный к Неве, представляет собой величаво-торжественную композицию с заглубленной средней частью и широкими боковыми ризалитами, которые оформлены непрерывными колоннадами. Южный, организующий Дворцовую площадь, отличается динамикой и пластической экспрессией, ритмическим разнообразием. Центр выдвинут вперед, по сторонам чередуются выступающие и западающие звенья. Колонны то собираются плотными группами, то разбегаются, освобождая участки стены. Посередине южный фасад прорезан тройным проездом во двор (такой прием напоминает Большой Стрельнинский дворец). С восточной и западной сторон у Зимнего дворца были устроены широкие курдонеры. С исключительными пышностью и многообразием выполнена деталировка здания. На фасадах на-

Угловая часть Зимнего дворца считывается двенадцать типов оконных проемов и двадцать два варианта их обрамлений. Обилие декора нарастает снизу вверх. Вместе с тем для структуры дворца характерны четкость и регулярность. План его, как обычно у Растрелли, — строго прямоугольный, без барочных закруглений. Главная анфилада тянулась вдоль невского фасада от парадной Иорданской лестницы к Тронному залу. Растрелли не успел окончить отделку интерьеров. Новая императрица Екатерина II дала ему отставку.

В 1760-1790-х годах помещения постепенно переделывались в классицистическом стиле Ю.М. Фельтеном, Ж.-Б. Валлен-Деламо-том, А. Ринальди, Д. Кваренги, И.Е. Старовым. В 1820-1830-х годах ряд интерьеров заново оформили К.И. Росси и О. Монферран. Катастрофический пожар 1837 года уничтожил внутреннее убранство дворца. За два года оно было восстановлено под руководством

В.П. Стасова и А.П. Брюллова. При этом Стасов стремился воссоздать замыслы своих предшественников, а Брюллов интерпретировал мотивы разных исторических стилей. Большим достижением инженерного искусства явились несгораемые металлические конструкции перекрытий, осуществленные инженером М.Е. Кларком. Впоследствии, в период эклектики, были переоформлены некоторые жилые помещения. 7 ноября 1917 года дворец, служивший тогда резиденцией Временного правительства, был взят большевиками. С 1922 года он стал частью Государственного Эрмитажа.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒