Пристройка двух приделов (1848-1850, Н.П. Гребенка) исказила ясный крестовидный план и соотношение объемных частей собора. Несмотря на внутренние переделки, сохранился первоначальный, пышно изукрашенный резной иконостас. Рядом с собором стоит небольшая церковь Трех Святителей, а за ней — дом А.И. Троекурова (6-я линия, 13), редкий образец «обывательской» застройки 1720-1730-х годов. Эта группа зданий вместе с расположенным на другой стороне Большого проспекта Андреевским рынком (1789-1790) составляют колоритный заповедный уголок Петербурга XVIII века.

Андреевский собор

РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ 1760-1770-е годы

В начальные годы царствования Екатерины II барокко уступило место классицизму. Этот стиль, новый для России (если не считать классицистических тенденций в архитектуре первой половины XVIII века), в Западной Европе прошел уже большой цикл развития. Классицизм составил самую значительную эпоху в истории петербургского зодчества, завершившуюся в 1830-х годах. Постепенно он проник во все уголки российской провинции и стал по-истине общенациональным.

Во времена Екатерины II классицистическая архитектура была призвана воплощать идеи просвещенной монархии и «разумно построенного» дворянского государства. Период раннего классицизма (1760-1770-е) связан главным образом с творчеством трех крупных зодчих: Ж.-Б. Валлен-Деламота, А. Ринальди и Ю.М. Фельтена, каждый из которых разрабатывал свою версию стиля. Объединяли первую стадию петербургского классицизма такие особенности, как активное введение строгих ордерных форм, четкость и лаконизм объемной композиции, равномерность ритмического строя, плоскорельефная разделка стен лопатками, нишами, филенками и горизонтальным рустом. Портики из колонн и пилястр чаще всего слиты с массой стены. Реминисценции барокко давали о себе знать лишь в смягченных очертаниях отдельных частей зданий.

Основоположником классицизма в Петербурге выступил француз Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот (1729-1800). Ему удалось насадить в России, где он работал с 1759 по 1775 год, черты французской классицистической архитектуры. Эталоном нового стиля стало здание Академии художеств, построенное им совместно с русским зодчим, ректором Академии Александром Филипповичем Кокориновым (1726-1772). Лидерство Деламота подкреплялось тем, что он был первым профессором архитектуры в Академии. Среди его учеников — выдающиеся зодчие И.Е. Ста-ров и В.И. Баженов, благодаря которому внедренный Деламотом вариант классицизма надолго укоренился в Москве.

Итальянец Антонио Ринальди (1709 ? — 1794) прожил в России более 30 лет. Он эволюционировал от рафинированного рококо к классицистическому стилю, опираясь на итальянские образцы, восходящие к ренессансу. Со своей родины он привез пристрастие к естественному камню и первым в Петербурге использовал мрамор и известняк в облицовке фасадов (Мраморный и Гатчинский дворцы). Произведениям Ринальди свойственны особые изящество и утонченность, в них иногда сквозят отзвуки барокко. Мане ра Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801), петербуржца немецкого происхождения, менее определенна и более разнопланова. Он создавал то суховато-уплощенные фасады, то грациозные ордерные композиции. Особое место в петербургской архитектуре Фельтен занимает как ведущий выразитель раннеромантического течения, проявившегося главным образом в формах неоготики.

19.    БОЛЬШОЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР

Невский пр., 35

Проектирование крупнейшего торгового здания Петербурга стало поворотной вехой в развитии русской архитектуры. В 1757 году был утвержден проект Ф.Б. Растрелли, исполненный в пышных, декоративно насыщенных формах барокко, и начаты строительные работы. Но купцы посчитали его непрактичным, чрезмерно дорогостоящим. В 1760 году обер-камергер, основатель Академии художеств И.И. Шувалов, тяготевший к французской классицистической культуре, передал заказ приехавшему из Парижа Ж.-Б. Вал-лен-Деламоту. Строительство началось в 1761 году и было окончено лишь в 1785 году, через десять лет после возвращения Деламота во Францию. Большой Гостиный двор — самое раннее (по начальной дате) сооружение классицизма в Петербурге. Грандиозное по протяженности здание (периметр более километра) занимает целый квартал в форме неправильного четырехугольника. Снаружи проходят бесконечные двухъярусные открытые галереи. Такую структуру, ставшую уже традиционной для петербургских гостиных дворов, намечал и Растрелли. Но Деламот трактовал фасады очень лаконично, в то же время подчеркнув крупный масштаб сооружения большим ордером пилястр. Монотонный ритм арок и пилястр выявляет стандартную, однородную планировку. И только скругленные углы с двумя парами колонн тосканского ордера образуют мощные пластические акценты. А центр главного фасада по Невскому проспекту выделен четырехколонным портиком, смещенным на одну ось вправо. Для удобного подъезда этот фасад расположен с отступом от красной линии проспекта. В 1960-х годах изолированные прежде магазины превращены в сквозную кольцевую анфиладу.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒