20.    АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Университетская наб., 1 7

В панораме Большой Невы одно из главных мест занимает Академия художеств. Рожденная наступавшей эпохой классицизма (основана в 1757 году), она сыграла исключительную роль в развитии русского искусства и архитектуры. Величественное здание Академии создавалось как программный образец

Академия художеств нового для России стиля — классицизма. Автором проекта был Ж.-Б. Валлен-Деламот, профессор архитектурного класса Академии. Определенное влияние на его замысел оказал нереализованный проект Академии художеств для Москвы, выполненный его кузеном, французским архитектором Ж.Ф. Блонделем (1758). Строительство велось долго, с 1764 по 1788 год, руководил им на первых порах ректор Академии архитектор А.Ф. Кокоринов, позднее — Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов.

Геометрически правильный план, ясная и четкая структура симметричных фасадов, мерный ритм ордерных элементов, сдержанность убранства последовательно воплощали принципы раннего петербургского классицизма, в данном случае — родственного французскому. Все четыре наружных фасада расчленены на два яруса. Нижний, с арочными окнами и горизонтальным («дощатым») рустом, уподоблен сплошной аркаде, несущей вышележащий массив. Верхние два этажа объединены ровным шагом пилястр или лопаток, а окна заключены в высокие филенки. Равномерность и монотонность ритма, слитность ордера со стеной, дробность поверхностей, уплощенный рельеф и суховатый рисунок деталей — все это характерные особенности раннего классицизма. Более репрезентативен и пластически выразителен главный фасад, обращенный к Неве. Он имеет трехосевую композицию с четырехколонными портиками дорического ордера в центре и по краям (построение по трем осям станет почти каноническим в русском классицизме). Но колонны не противопоставлены полю стены, они как бы вырастают из нее, продолжая сплошной ряд пилястр. Отголоски барокко ощутимы лишь в вогнуто-выгну-тых частях среднего ризалита и в сложном абрисе купола над ним. Интересен план здания. В наружный прямоугольник вписан круглый внутренний корпус. Он обрамляет просторный двор прекрасных пропорций, представляя образец элегантной безордерной композиции. Сочетание прямоугольных и криволинейных объемов также характерно для раннего классицизма. Близок барокко по своей напряженной пластике нижний вестибюль. Ему контрастен воздушный и легкий верхний вестибюль с широко расставленными ионическими колоннами. Вдоль невского фасада тянется анфилада больших залов, перестроенных в 1830-1834 годах К.А. Тоном. В те же годы Тон соорудил перед зданием гранитную пристань со сфинксами, привезенными из Египта.

21. ЗДАНИЯ ЭРМИТАЖА

Дворцовая наб., 32, 34; Миллионная ул., 35

Комплекс зданий Эрмитажа — императорской картинной галереи — создавался по замыслу Екатерины II. В 1764-1769 го-

Круглый двор

Академии художеств

План здания Академии художеств

Малый Эрмитаж дах по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на Дворцовой набережной рядом с Зимним дворцом был сооружен изящный трех-этажный павильон — Малый Эрмитаж, предназначавшийся для встреч императрицы в узком кругу. Эта первая законченная постройка раннего классицизма стала манифестом нового стиля. Не случайно здание послужило прообразом знаменитого дома Пашкова в Москве — шедевра В.И. Баженова. Вместе с тем Малый Эрмитаж согласован по высоте и двухъярусному членению с Зимним дворцом. Нижний ярус, как и в Академии художеств, сделан в виде несущей аркады с горизонтальным рустом. Он служит постаментом для стройного шестиколонного портика со статуями Флоры и Помоны на углах. Пилястры дают плавный переход от объемного ордера к стене. Неизменные филенки и декоративные детали дробят поверхность, образуя уплощенный рельеф стены. За невским павильоном Малого Эрмитажа расположены висячий сад с галереями и еще один павильон, обращенный на Миллионную улицу. В барочных чертах его нижнего этажа отразилось соседство Зимнего дворца. Весь этот комплекс строил Ю.М. Фельтен в соответствии с проектами Деламота.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒