В 1771-1787 годах Фельтен возвел восточнее по набережной Невы Большой (Старый) Эрмитаж, предназначавшийся специально для художественных коллекций и библиотеки. Протяженный безордерный фасад суховат по рисунку и несколько монотонен. Здесь нет сильных пластических элементов — все строится на нюансах. Интерьеры обоих зданий реконструировал в 1850-х годах А.И. Штакеншнейдер. Далее, за Зимней канавкой, на месте Зимнего дворца Петра I, Д. Кваренги построил в 1783-1787 годах Эрмитажный театр, проникнутый духом палладианства. Доминирующая в его облике коринфская колоннада поднята на высоком рустованном этаже и утоплена в массиве стены. Полукруглый зрительный зал в форме амфитеатра навеян театром Олимпико А. Палладио в Виченце. Над Зимней канавкой переброшена арка-переход (1780-е, Фельтен), создающая вместе с гранитными набережными и Эрмитажным мостом один из самых поэтичных, «венецианских» уголков города. Все три эрмитажных здания объединены темой аркад нижнего яруса, горизонтальными линиями членений, масштабом и высотой. Это связывает их с Зимним дворцом в целостный разностильный ансамбль, эффектно воспринимающийся с невской акватории.

Одновременно с Эрмитажным театром Кваренги соорудил вдоль Зимней канавки рядом с Большим Эрмитажем корпус «Лоджии Рафаэля». Это повторение галереи в Ватикане, расписанной по эскизам Рафаэля. Позднее лоджии были включены в Новый Эрмитаж, возведенный в 1842-1851 годах по проекту знаменитого мюнхенского архитектора Лео фон Кленце. Главный фасад здания в стиле «неогрек» обращен на Миллионную улицу. Уникален его портик с десятью гранитными статуями атлантов, высеченных под руководством скульптора А.И. Теребенева.

22.    «НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ»

Наб. р. Мойки, 103

«Новая Голландия» — так называется небольшой остров, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 1765 году С.И. Чевакинский составил план, а Ж.-Б. Валлен-Деламот спроектировал фасады складов корабельного леса, которые строились на месте прежних деревянных сараев и эллингов. Возведение кирпичных корпусов завершил в 1780-х годах инженер И.К. Герард. Сугубо утилитарные сооружения впечатляют суровой экспрессией простых и крупных форм: гигантской аркады, являющейся сквозным лейтмотивом фасадов, и неоштукатуренных стен, обработанных «дощатым» рустом. Над каналом, ведущим к внутреннему бассейну, перекинута величественная арка. Это замечательное творение Валлен-Деламота, жемчужина раннего классицизма. Необычная сила образа заключена в контрасте: грациозно парящую арку на хрупких малых колоннах обрамляет мощный дорический ордер — две пары больших колонн и тяжелый раскре-пованный антаблемент. Особую выразительность композиции придает редкое сочетание красного кирпича, гранита и известняка. Подобные, но меньшие пары колонн поставлены у скругленных углов складов. К такому приему Валлен-Деламот уже прибегал в решении угловых частей Большого Гостиного двора.

Постройка «Новой Голландии» не была полностью завершена. Один из корпусов был достроен в 1847-1849 годах (М.А. Пасыпкин). В западной части острова в 1828-1829 годах сооружена Морская тюрьма необычной кольцеобразной формы (А.Е. Штауберт).

23.    КАТОЛИЧЕСКИЙ СОБОР СВ. ЕКАТЕРИНЫ

Невский пр., 32-34

Главный католический храм российской столицы возведен в 1763-1782 годах в стиле, переходном от барокко к классицизму. Первый проект церкви с двумя симметричными домами на этом участке составил еще в 1739 году П.А. Трезини. Осуществить уда-

Католический собор Св. Екатерины лось только трехэтажные дома (впоследствии перестроены и надстроены). Новый проект костела разработал в 1761-1762 годах Ж.-Б. Валлен-Деламот. Задуманная им композиция с огромной аркой в центре, двумя башнями-звонницами и обильной скульптурой была овеяна дыханием барокко. С 1779 года строительство продолжил А. Ринальди, который несколько упростил и смягчил характер прежнего замысла. В плане собор представляет собой латинский крест, над пересечением нефа и трансепта высится могучий купол. Здание отодвинуто в глубь участка, как предлагал еще П.А.Трезини. Главный фасад прорезан почти на всю высоту арочной нишей с двумя колоннами. Этот фрагмент аналогичен арке «Новой Голландии» и одновременно вызывает ассоциации с сооружениями итальянского ренессанса. Две меньшие арки по сторонам, ведущие внутрь двора, так же как нижний ярус фасада, обработанный пилястрами, точно отвечали по высоте двум соборным домам. Ясность членений, слитность ордера со стеной, обработка поверхности большими плоскими впадинами типичны для раннего петербургского классицизма. О барокко живо напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете. Изысканное оформление включает так называемый «цветок Ринальди» — своеобразный автограф зодчего. Пилястры и трехчетвертные колонны организуют построение внутреннего пространства. В композиции интерьера уловимы итальянские мотивы — в большей степени ренессанса, чем барокко. Пышное внутреннее убранство утрачено в прошлые десятилетия.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒