24. КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

Пр. Добролюбова

Пятиглавый собор с ярусной колокольней — ведущая доминанта юго-западной части Петроградской стороны. Хроника его строительства была долгой и сложной. Постройку начал в 1741 году М.Г. Земцов, продолжил П.А. Трезини. В 1747 году императрица Елизавета распорядилась заменить одну главу пятью, «по древнему российскому обычаю», но переработанный вариант Трезини не был осуществлен. Храм достраивали по проекту А. Ринальди в 1766-1772 годах, а окончил его уже в 1783-1789 годах И.Е. Ста-ров. В результате получилось сооружение, принадлежащее и к барокко, и к раннему классицизму. Двойственным стилевым решением оно обязано больше всего Ринальди. Пластика объемов, «пучки» пилястр, лучковые фронтоны и сандрики — все это черты барокко. Классицистический характер выражен в спокойной монументальности, сдержанном рисунке фасадов, больших плоскостях стен. К основному пятиглавому объему примыкают с запада притвор и колокольня, встроенная в массив здания на его продольной оси. Такая схема близка структуре русских церквей XVII века, решенных «кораблем».

25. МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

Дворцовая наб., 6; Миллионная ул., 5

Сооружался в 1768-1785 годах А. Ринальди для графа Г.Г. Орлова, фаворита Екатерины II (впоследствии дворец перешел в собственность царской фамилии). Высотой, членениями и масштабом Мраморный дворец корреспондирует Зимнему дворцу, стоящему в противоположном конце Дворцовой набережной. Но при этом оба здания — антиподы. Ринальди создавал образец классицистического дворца. Со стороны набережной и с улицы — это единый прямоугольный блок с плоскими фасадами и ровным ритмом пилястр коринфского ордера, объединяющих два верхних этажа. Цокольный этаж, выложенный гранитом, подчеркивает устойчивость композиции. Итальянские истоки творчества Ринальди проявились и в построении фасадов, напоминающих римские палаццо

XVII века (Киджи-Одескальки JI. Бернини), и в пристрастии к естественному камню, который впервые заменил столь распространенную в Петербурге штукатурку. Плоскости стен облицованы гранитом, на его фоне выделяются выполненные из разных сортов мрамора пилястры, наличники, рельефные панно и другие детали. Виртуозное сочетание разных пород камня выявляет структуру фасадов, придает им особое благородство и импозантность, утонченную и богатейшую по оттенкам колористическую гамму (со временем яркая полихромия отделки несколько потускнела).

Вход во дворец вел с восточной стороны, где в XVIII веке протекал Красный канал. Здесь устроен небольшой асимметричный курдонер, а центр фасада выделен грациозными трехчетвертными колоннами и аттиком. Завершению часовой башенки и обрамлениям окон приданы мягкие криволинейные очертания. В этой части здания Ринальди возвращается к приемам стиля барокко. Сложный нерегулярный план дворца, возможно, стал результатом разных этапов проектирования. Существует легенда, будто его наметила сама Екатерина II. Первоначальная отделка уцелела только на парадной лестнице и в Мраморном зале. Эти интерьеры отмечены несравненными изяществом и рафинированностью, свой-

КнязьВлади-

мирский собор

Мраморный дворец ственными почерку Ринальди. Мотив аркады в зале восходит к итальянскому ренессансу.

В 1780-1788 годах П.Е. Егоров построил к востоку от дворца служебный корпус и ограду, представляющую вариацию невской решетки Летнего сада. В 1840-х годах, когда дворец перешел во владение великого князя Константина Николаевича, А.П. Брюллов перестроил его внутри. Одновременно он изменил облик служебного корпуса в формах неоренессанса, а на его садовом фасаде был помещен лепной фриз «Служение лошади человеку» работы скульптора-анималиста П.К. Клодта. В течение полувека в Мраморном дворце находился Музей В.И. Ленина, ныне здание входит в состав Государственного Русского музея. Во дворе установлен конный памятник Александру III — творение скульптора П.П. Трубецкого (1909, первоначально стоял на Знаменской площади у Московского вокзала).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒