26. ЮСУПОВСКИЙ (ШУВАЛОВСКИЙ) ДВОРЕЦ

Наб. р. Мойки, 94

В начале 1770-х годов Ж.-Б. Валлен-Деламот перестроил и расширил дом графа А.П. Шувалова, создав одно из самых строгих в Петербурге сооружений раннего классицизма. Чистая плоскость фасада уже не дробится филенками. Окна заключены в узкие рамки наличников простого рисунка. Сочно нарисованный антаблемент оттеняет гладь стены, на которой выделяется центральный шестиколонный портик дорического ордера, не отступающий от «тела» здания. Выразителен своей суровой лапидарностью овальный двор, обнесенный стеной с тяжеловесными воротами.

В 1830-1838 годах по заказу нового владельца, богатейшего помещика князя Н.Б. Юсупова архитектор А.А. Михайлов 2-й увеличил дворец, пристроил флигель с большим Белоколонным залом и сформировал заново анфиладу парадных помещений в стиле ампир с росписями А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти и других. Некоторые интерьеры дворца были выполнены или переделаны позднее: в 1858-1860 годах И.А. Монигетти и в 1892-1899 годах А.А. Степановым в приемах эклектики, в 1910-х годах А.П. Вайтенсом и А.Я. Белобородовым в формах неоклассицизма. В этой разностильной антологии петербургского интерьера наиболее эффектен театральный зал (Монигетти, Степанов), отделанный в духе неорококо с прихотливо текучими линиями, щедрым золоченым узором и живописью Э.К. Лип-

Театральный зал Юсуповского дворца гарта. В декабре 1916 года во дворце разыгралась кровавая драма: группой монархистов (среди них — Ф.Ф. Юсупов) был убит Григорий Распутин.

27.    ЧЕСМЕНСКИЕ ДВОРЕЦ И ЦЕРКОВЬ

Ул. Гастелло, 15; ул. Ленсовета, 12

Этот небольшой ансамбль — самый значительный памятник петербургской неоготики XVIII века. Путевой дворец построен в 1774-1777 годах Ю.М. Фельтеном для Екатерины II у дороги в ее излюбленную загородную резиденцию Царское Село. Он представляет собой равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и большим круглым залом в центре. Массивные стены прорезаны стрельчатыми окнами. Дворец ассоциировался со средневековыми рыцарскими замками. Вероятно, образцами для него послужили неоготические постройки Англии и Шотландии. Выбор стиля объяснялся не только романтическими настроениями и модой на экзотику, нашедшими благодатную почву в загородном строительстве. Обращение к средневековью, устройство в центральном зале портретной галереи русских царей и великих князей должно было демонстрировать историческую преемственность царствования Екатерины II.

Оригинальным произведением неоготики является Чесменская церковь, построенная Фельтеном вблизи дворца в 1777—1780 годах. Она спланирована как квадрифолий и увенчана традиционным русским пятиглавием. Стрельчатые проемы и окно-«роза» над порталом, остроконечные пинакли и зубчики — все это несколько наивные заимствования из арсенала готической архитектуры. Многочисленные тонкие вертикальные тяги нейтрализуют массивность объема и подчеркивают его вертикальную устремленность. Нарядная, оплетенная узорным кружевом, церковь кажется праздничной декорацией. Этот храм-памятник посвящен победе над турецким флотом в Чесменской бухте (1770). Дворец тоже стали называть Чесменским. В 1830-х годах он был перестроен под инвалидный дом А.Е. Штаубертом.

28.    КАМЕННООСТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ

И ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Наб. Малой Невки, 1; Каменноостровский пр., 77, 83

Каменный остров был подарен в 1765 году Екатериной II своему сыну, будущему императору Павлу I. В 1776-1782 годах на юго-вос-

Чесменский дворец точном мысу острова, где от Большой Невки берет начало Малая Невка, построен дворец, стилистику которого можно определить как грань раннего и строгого классицизма. Автор проекта неизвестен. Не исключено, что им мог быть В.И. Баженов или И.Е. Старов. Строительство вел Ю.М. Фельтен, на заключительной стадии к нему был причастен Д. Кваренги. Композиция дворца решена в дорическом ордере, элементы которого четко рисуются на ровной глади стен. Восьмиколонный портик, обращенный к реке, вплотную придвинут к основному объему. Противоположный садовый фасад отмечен стройным воздушным портиком, шесть его колонн вынесены вперед. Боковые ризалиты обработаны пилястрами и лопатками. Сохранилась отделка ряда помещений конца XVIII — середины XIX века, созданных при участии В. Бренна и JI. Руска. Дворцовый сад был перепланирован в 1810-1811 годах по проекту Ж.Ф. Тома де Томона. Вблизи сада сложился комплекс служебных построек в стиле классицизма, сооруженных Ю.М. Фельтеном, JI. Руска и Л.И. Шарлеманем.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒