С северной стороны усадьбы Фельтен построил в 1776-1778 годах небольшую церковь Иоанна Предтечи. Крестообразное в плане здание из неоштукатуренного кирпича с остроконечными главой и колокольней, со стрельчатыми окнами и пинак-лями выдержано в духе неоготики. Это интересный пример соединения в одном ансамбле классицистических и романтических сооружений.

Каменноостровский дворец. Портик садового фасада

СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ 1700—1800 годы

Строгим классицизмом называют вторую фазу этого стиля в России. Она относится в основном ко второй половине царствования Екатерины II. Создателями нового варианта стиля явились, прежде всего, итальянец Д. Кваренги и шотландец Ч. Камерон, приехавшие в Россию в 1779 году. В сходном направлении развивалось творчество русских зодчих И.Е. Старова и Н.А. Львова. Палладианство и античный Рим — вот главные источники строгого классицизма. Полный монументальной простоты и благородной сдержанности, он говорил лапидарным языком крупных обобщенных форм. Объемы превращены в элементарные геометрические тела, ровная аскетичная гладь стен очищена от деталей. Колонные портики выступают вперед, что было новым приемом для петербургского строительства. Противопоставление вынесенного в пространство ордера лаконичному объему и чистой поверхности стены стало ведущим средством выразительности.

Крупнейшим и самым последовательным мастером строгого классицизма был Джакомо Кваренги (1744-1817). Знаток Древнего Рима, убежденный приверженец Палладио, он выработал, отталкиваясь от североитальянского неоклассицизма, свой ясный чеканный стиль, который ярче всего проявился в зданиях Академии наук, Ассигнационного банка, Смольного института. Кваренги во многом изменил облик центра Петербурга, внеся в него черты монументальной простоты и холодного величия.

Представитель английского палладианизма и исследователь античной архитектуры Чарльз Камерон (1745-1812) создал замечательные ансамбли в Царском Селе и Павловске. Эволюцию от раннего к строгому стилю прошел Иван Егорович Старов (1745-1808). Возведенный им Таврический дворец стал образцом усадебного строительства в России. Николай Александрович Львов (1751-1803) был разносторонне одаренной личностью — зодчим, поэтом, ученым. Восприняв импульсы от радикального французского неоклассицизма, он подчеркивал в ряде сооружений лапидарность абстрактных геометрических объемов — куба, цилиндра, пирамиды.

В короткое царствование Павла I на первые роли выдвинулся итальянец Винченцо Бренна (1747-1820). Михайловский замок, построенный им с использованием более ранних проектов, соединяет классицистическое и романтическое начала, а также реминисценции позднего ренессанса. Это сооружение подводит итог исканиям петербургской архитектуры XVIII века и предвещает некоторые особенности зодчества следующего периода. Строгий классицизм, по инерции, получил продолжение в начале XIX века, главным образом в поздних работах Д. Кваренги, а также JI. Руска.

29. ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

Шпалерная ул., 47

Шедевр строгого классицизма, ставший прототипом множества русских усадеб, создан в 1783-1789 годах по проекту И.Е. Старова. Дворец строился для фаворита Екатерины II, всесильного вельможи Г.А. Потемкина, удостоенного титула князя Таврического за присоединение к России Крыма — древней Тавриды. Центральный двух-этажный корпус и одноэтажные крылья дворца охватывают широкий курдонер. На средней оси выступает стройный шестиколонный портик дорического ордера, а за ним возвышается пологий купол. Пространственная композиция портика с отнесенными от стены колоннами — излюбленный прием строгого классицизма, ранее редко встречавшийся в петербургской архитектуре. Пластика ордерных форм усиливает свое звучание в контрастном сопоставлении с простыми объемами корпусов, с ровными полями гладких оштукатуренных стен, прорезанных окнами без наличников. Стены окрашены в желтый цвет, элементы ордера — в белый. Такая расколеровка станет наиболее популярной в петербургском классицизме. Внешний облик дворца полон строгого благородства и вместе с тем — мягкого лиризма, спокойного уюта.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒