Изысканно скромный снаружи, он поражал внутри величественным масштабом парадных интерьеров, где устраивались пышные празднества. Главная анфилада ориентирована перпендикулярно фасаду. Восьмиугольный купольный зал связан порталами с вестибюлем и грандиозной Большой галереей (Белоколонным залом), обведенной рядами колонн ионического ордера. Завершал анфиладу громадный зимний сад, раскрытый высокими окнами в пейзажный Таврический сад, устроенный Старовым совместно с садовым мастером В. Гульдом к югу от дворца. Архитектор с исключительными смелостью и размахом сформировал интегрированное динамичное пространство анфилады, плавно переходящее в окружающую ландшафтную среду. В 1906-1907 годах зимний сад был перестроен под зал заседаний Государственной думы. Первоначально дворец смотрел главным фасадом прямо на Неву, перед ним была устроена гавань. В 1860-х годах на этом месте была сооружена Главная водопроводная станция.

Таврический дворец

Большая галерея

(Белоколонный зал)

30.    АКАДЕМИЯ НАУК

Университетская наб., 5

Это здание, построенное Д. Кваренги в 1783-1789 годах, стало чеканной формулой строгого классицизма. Монументальный лаконизм и холодная торжественность композиции следуют заветам палладианства. Геометрически элементарному основному объему и аскетичной глади стен противопоставлен восьмиколонный портик ионического ордера с треугольным фронтоном. Контраст между ними является основным выразительным приемом. Крупный масштаб и обобщенность форм отвечают простору Большой Невы. Стремясь к идеальной правильности, Кваренги спроектировал план здания абсолютно симметричным, но осуществили его с изменениями. Расположенный посередине конференц-зал получил декоративное оформление в 1790-х годах. Рельефный фриз работы скульптора К. Гофферта изображает события царствования Екатерины II. В 1925 году на парадной лестнице была установлена монументальная мозаика «Полтавская баталия», созданная в 1760-х годах М.В. Ломоносовым.

31.    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АССИГНАЦИОННЫЙ БАНК

Садовая ул., 21

Возведен Д. Кваренги в 1783-1790 годах. Огромное дугообразное здание денежных кладовых выходит на линию Садовой улицы двумя монументальными торцами с глубокими колонными лоджиями. Прямоугольный в плане трехэтажный административный корпус поставлен посередине участка в глубине курдо-нера. Следуя схемам палладианских вилл, Кваренги соединил центральный корпус с кладовыми посредством открытых галерей-колоннад (неподходящие к северному климату, они были потом превращены в закрытые флигели). Поднятый на аркаду изящный шестиколонный портик коринфского ордера с тремя статуями над фронтоном подчеркивает значение административного корпуса. По контрасту с ним торцы здания кладовых впечатляют суровой мощью дорического ордера и массивных фронтонов, четкостью крупных объемов. Чтобы усилить монументальное звучание этих частей, Кваренги пошел на нарушение канона, объединив архитрав и фриз в одну горизонтальную полосу. Кур-донер отделен от улицы оградой из ажурных чугунных звеньев и гранитных столбов, увенчанных шарами.

Ныне в здании находится Университет экономики и финансов.

32.    ПОЧТАМТ

Почтамтская ул., 9

Один из первых памятников строгого классицизма сооружен в 1782-1789 годах по проекту Н.А. Львова. Здание занимает большой прямоугольный участок, выходящий на три улицы. Каждый фасад имеет схожую трехосевую композицию с четырехколонным портиком в центре и ризалитами по краям. Нижний этаж рустован и выглядит как цоколь. Два верхних этажа объединены по вертикали пилястрами, проходящими ровным шагом между портиком и ризалитами, — этот прием напоминает о раннем классицизме. Вокруг большого хозяйственного двора размещались конюшни, каретники и мастерские. В другой части здания проводились почтовые операции и находились жилые помещения (сам Львов прожил здесь более десяти лет).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒