В 1859 году архитектор А.К. Кавос построил арку с переходом над Почтамтской улицей. Хозяйственный двор в 1903-

1904 годах был перекрыт стеклянной крышей и превращен в просторный операционный зал по проекту Л.И. Новикова. Этот зал-атриум — интересный пример железостеклянной архитектуры стиля модерн.

33.    ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Пр. Обуховской Обороны, 235

Построена в 1785-1787 годах князем А.А. Вяземским в его пригородном селе Александровском на средства, подаренные Екатериной II. Автор проекта Н. А. Львов создал изящный и поэтичный, самый оригинальный по композиции петербургский храм эпохи классицизма. Он представляет собой ротонду с пологим сферическим куполом и колоннадой ионического ордера, а отдельно стоящая колокольня — узкую, вытянутую вверх четырехгранную пирамиду. За внешнее сходство церковь получила обиходное название «Кулич и Пасха».

По преданию, Львов вдохновлялся виденными им в Риме античными памятниками: круглым храмом Весты на Бычьем рынке и мавзолеем-пирамидой Цестия. Следует отметить, что тип ротонды получил широкое распространение в русском классицизме

XVIII века. В творчестве Львова, особо ценившего выразительность простых геометрических тел, ротонда и пирамида были излюбленными формами, и здесь он решился сопоставить их в одной композиции. Классицистическая чистота форм церкви была несколько нарушена в 1857-1859 годах, когда были пристроены притвор и ризница.

Троицкая церковь

34. МИХАЙЛОВСКИЙ (ИНЖЕНЕРНЫЙ) ЗАМОК

Садовая ул., 2

Михайловский замок — дворец императора Павла I — явно отличается от других сооружений петербургского классицизма. Суровый и загадочный, носящий отпечаток личности его хозяина, он овеян романтическим духом. Грандиозное здание воздвигнуто в 1797-1800 годах в качестве столичной резиденции, нового «зимнего дворца» Павла I и названо по имени Архангела Михаила, которого император почитал своим небесным покровителем. Это был действительно замок, окруженный каналами, ощетинившийся пушками. Но в этой неприступной крепости Павел прожил всего 40 дней— 11 марта 1801 года он пал жертвой дворцового переворота.

Строил замок придворный архитектор В. Бренна. Он обобщил и творчески переработал предложения разных авторов, включая проект близкого императору В.И. Баженова, составленный ранее для Гатчины. Проектирование началось еще в 1780-х годах при участии швейцарского художника и архитектора Ф. Виолье, но основные идеи исходили от самого Павла, который страстно увлекался архитектурой. На первых порах прообразами были избраны ренессансный замок Капрарола под Римом и загородный замок Шантийи французского принца Конде. Затем замысел претерпел серьезные изменения. Для строительства был избран участок на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (1740-е, Ф.Б. Растрелли), в котором родился Павел.

В плане замок представляет квадрат с закругленными углами, в который вписан восьмигранный внутренний двор. Некоторые особенности композиции и детали свидетельствуют о восприятии приемов французского классицизма, итальянского ренессанса и даже готики. В то же время дворец глубоко своеобразен. С каждой стороны он выглядит по-разному. Подчеркнуто репрезентативен главный южный фасад, особенно его средняя часть, облицованная мрамором. Торжественный строй мраморных колонн отдаленно походит на колоннаду Лувра, созданную К. Перро. На этот прототип ориентировался неизвестный автор одного из предварительных проектов замка. Осуществленный фасад отвечает замыслу Баженова, тяготевшего к французской архитектуре. Фланкирующие главный вход гигантские обелиски с рельефными изображениями воинских доспехов напоминают ворота Сен-Дени в Париже. Во фронтоне помещен многофигурный барельеф работы братьев Стаджи, прославляющий Россию. Северный фасад, обращенный к Мойке и


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒