Южный фасад замка

Летнему саду, выделяется пластикой крупных объемов. Широкая лестница ведет к изящной колоннаде, поддерживающей открытую террасу. Скромнее решены восточная и западная стороны. Здесь нет ордера, господствуют массивы стен, окрашенных, как и весь замок, в необычный красноватый цвет. В композиции сильно выступающего объема дворцовой церкви узнается рука Бренна, включившего характерный элемент итальянского ренессанса: арочное окно с парными пилястрами по сторонам. Церковь увенчана шпилем, напоминающим и о готике, и о раннепетербургской архитектуре.

Внутренняя планировка здания отличается усложненностью и разнообразием пространственных форм: прямоугольные помещения чередуются с овальными, круглыми, косоугольными. От первоначальной помпезной отделки интерьеров лишь частично сохранили оформление парадная лестница, облицованная мрамором, галерея Рафаэля с плафонами художника Я. Меттенлейтера, Тронный и Овальный залы, церковь с фреской работы К. Скотти.

Изолированный от городского окружения, Михайловский замок явился первым крупным ансамблем Петербурга, сформированным по единому проекту. На площади перед южным фасадом в 1800 году был установлен конный памятник Петру I, отлитый еще в 1740-х годах по модели Б.К. Растрелли. Парные павильоны-кордегардии (Инженерная ул., 8, 10) с колонными лоджиями неожиданно воскрешают приемы раннего классицизма: «дощатый» руст и арочные окна нижнего этажа, изогнутые фасады, разделку стен филенками. Эти постройки выдают почерк Баженова и находят аналогии в московском строительстве (например, усадебный дом в Петровском-Алабине). Характер архитектуры манежа и конюшен (на Кленовой улице) отразил влияние построек в Шантийи. Южные фасады этих сооружений, обращенные на Манежную площадь, переделал в 1823-1824 годах К.И. Росси, ученик Бренна, участвовавший в строительстве Михайловского замка. В 1820-х годах Росси провел коренную реконструкцию прилегающей к замку территории с прокладкой Инженерной улицы и нового отрезка Садовой улицы, сориентированного на шпиль замковой церкви.

В 1820 году замок был передан Главному Инженерному училищу. Отсюда его второе название — Инженерный. Ныне замок входит в состав Государственного Русского музея. В 2003 году восстановлены часть канала и тройной мост перед главным фасадом здания (архитектор О.С. Романов).

План и павильоны замка

35.    КОННОГВАРДЕЙСКИЙ МАНЕЖ

Исаакиевская пл., 1

Сооружен по проекту Д. Кваренги в 1804-1807 годах рядом с казармами лейб-гвардии Конного полка. Раньше здание играло намного более важную ансамблевую роль. Оно завершало продольную ось единого пространства центральных площадей. После устройства сада вдоль Адмиралтейства (1870-е) вид на манеж с Дворцовой и Адмиралтейской площадей оказался перекрыт. Учитывая, что торцовый главный фасад здания воспринимался с огромных расстояний, Кваренги акцентировал его дорической колоннадой с широкими промежутками (интерколумниями), а за ней устроил глубокую лоджию, что дало очень сильный пластический и светотеневой эффект. На пьедесталах установлены две группы Диоскуров — юношей, укрощающих коней. Они изготовлены в мастерской скульптора П. Трискорни по образцу античных статуй перед Квиринальским дворцом в Риме. Убранство фасада дополняют статуи на фронтоне и многофигурный горельеф в глубине лоджии. По одному из вариантов проекта Кваренги предполагал окружить все здание парными полуколоннами, но в итоге оставил боковые стороны предельно простыми. Они прорезаны редкими прямоугольными и полуциркульными окнами, образующими мотив плоской аркады (группы колонн посередине продольных фасадов появились в 1870-х годах).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒