Ныне в здании — Центральный выставочный зал.

36.    СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Пл. Пролетарской Диктатуры

Здание Смольного широко известно как штаб Октябрьской революции 1917 года. Есть оттенок исторического курьеза в том, что руководящий центр пролетарской революции и место работы первого советского правительства во главе с В.И. Лениным размещались в Институте благородных девиц. Этот институт был основан в 1764 году и сначала находился в Смольном монастыре. В 1767-1775 годах Ю.М. Фельтен построил к северу от монастыря своеобразный филиал учреждения — Училище мещанских девиц (Александровский институт). Это здание — памятник раннего классицизма — состоит из прямоугольных и дугообразных корпусов. Трактовка ордера, горизонтальный руст и филенчатая разделка стен, общее плановое и объемное решение демонстрируют характерные особенности именно ранней стадии сти-

Александровский институт ля. В сторону Невы обращен стройный портик из восьми сдвоенных ионических колонн.

Смольный институт благородных девиц, возведенный в 1806-1808 годах по проекту Д. Кваренги с противоположной стороны монастыря, явился одним из поздних произведений строгого классицизма, созданных уже в период становления петербургского ампира. Протяженный фасад института оканчивается двумя боковыми флигелями, которые фланкируют парадный двор. Стройный и торжественный восьмиколонный портик с треугольным фронтоном, вознесенный на аркаду в центре здания, принадлежит к лучшим композициям Кваренги. Но здесь, в отличие, например, от Академии наук, контраст между пространственным портиком и гладью стены смягчен тем, что по его сторонам продолжен ряд пилястр. Следуя правилу трехосевой структуры, Кваренги поместил меньшие портики на торцах флигелей, слив их со стеной. В южном флигеле находится актовый зал. Ряды колонн, облицовка белым искусственным мрамором, лаконизм оформления придают ему ту холодную торжественность, которая отличала все монументальные произведения зодчего.

Ныне в Смольном размещается Администрация Санкт-Петер-бурга.

Актовый зал Смольного

ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ 1800-е годы

В ранний период царствования Александра I характер петербургского классицизма изменился. Усилились градостроительное звучание и пространственный размах сооружений. Стали господствовать повышенная монументальность и крупномасштабность. Композиции строились с применением минимального числа возможно более крупных и простых элементов. Подчеркнуто выявлялись единые массивы стен, четкие геометрические объемы. Одновременно повысилась активность ордера, который разрастался порой в непрерывные колоннады. Большую роль стало играть взаимодействие архитектуры с монументальной скульптурой, раскрывавшей идейно-образное содержание зданий.

Этот короткий, но поистине блистательный период связан с именами трех выдающихся зодчих: А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова и Ж.Ф. Тома де Томона. В творчестве каждого из них, так или иначе, отразились французские влияния. Вместе с тем произошел поворот к освоению наследия античной Греции.

Талантливый самородок, выходец из крепостных Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) соединил в своем творчестве утонченное изящество, родственное работам Ч. Камерона и В.И. Баженова, и лапидарную монументальность стиля начала XIX века. В созданном им Казанском соборе сочетаются торжественная элегантность и градостроительный размах, а Горный институт поражает суровой мощью дорики в духе древнегреческого Пестума. Эллинистический дух и тягу к мегаломании выражал Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813). Воспитанник парижской архитектурной школы, он перенес на берега Невы темы и образы «бумажной архитектуры» своих французских коллег. Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811) после петербургской Академии художеств стажировался в Париже у Ж.Ф. Шальгрена. Захаров синтезировал монументальные принципы русского строгого классицизма и радикальные новации французской архитектуры. Кардинально перестроенное им Адмиралтейство явилось вершиной всей эпохи классицизма в России. Это здание, так же как произведения Тома де Томона, положило начало русскому ампиру.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒