37. КАЗАНСКИЙ СОБОР

Невский пр.; Казанская пл.

Воздвигнутый в 1801-1811 годах Казанский собор, шедевр А.Н. Воронихина, открывает период высокого классицизма в Рос сии. По требованию Павла I здание должно было походить на римский собор Св. Петра с его колоннадой. В 1799-1800 годах проводился конкурс на проект собора с участием Ч. Камерона, П. Гонзаго и Ж.Ф. Тома де Томона. При поддержке графа А.С. Строганова строительство было поручено его «домашнему» архитектору, бывшему крепостному, А.Н. Воронихину. Замысел зодчего отразил, помимо римского прототипа, и его парижские впечатления (вероятно, проекты М.Ж. Пейре и здание Коллежа Четырех наций JI. Лево), а может быть, и влияние работ В.И. Баженова, проектировавшего здания с дуговыми колоннадами.

Воронихин блестяще решил сложную задачу, создав совершенно оригинальное произведение большого градостроительного масштаба. Он расположил грандиозную дугообразную колоннаду не с западной стороны, где по церковному канону находится главный вход, а с северной, развернув ее к Невскому проспекту — главной улице города. В отличие от римского сооружения Л. Бернини, воронихинская колоннада не замкнута, а широко распахнута и сделана по высоте вровень с основным объемом собора. Поэтому она скрывает его асимметричный боковой фасад и сама становится главным фасадом здания. В ее упругий изгиб включено пространство небольшой площади, а боковые порталы служат сквозными проездами. Таким образом, колоннада формирует прилегающее городское пространство и активно взаимодействует с ним, что говорит о новом понимании градостроительных задач. Два ее крыла состоят из 72 колонн коринфского ордера, поставленных в четыре ряда; крылья соединены в центре мощным портиком с колоннами, расположенными в три-четыре ряда. За этим лесом колонн почти не виден сам собор, имеющий в плане форму латинского креста. Над ним поднимаются барабан, декорированный пилястрами, и купол (общая высота около 70 метров). С южной стороны резко выступает вперед многоколонный портик, идентичный северному; еще один портик, чуть больший по ширине, но имеющий два ряда колонн, расположен с запада. Облик собора соединяет утонченное изящество, унаследованное от французского и русского классицизма XVIII века, с монументальной силой и пространственной экспансией, присущими ампиру.

Одним из новшеств Воронихина явилось использование пудос-тского известняка, добываемого в окрестностях Петербурга. Из этого камня выполнены облицовка наружных стен, колонны, пилястры и рельефы. В Казанском соборе достигнут глубокий и совершенный синтез архитектуры и монументальной скульптуры. Статуи,

Вид Казанского собора с юго-восточной стороны

План собора фризы и панно на фасадах создавали лучшие русские ваятели: И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, С.С. Пименов, В.И. Де-мут-Малиновский. Северные двери скопированы с «Райских дверей» JI. Гиберти на флорентийском Баптистерии. Трехнефный зал собора перекрыт мощным кессонированным сводом. Величие внутреннего пространства подчеркнуто 56 коринфскими колоннами, высеченными из гранитных монолитов. Композиция купола изнутри походит на купол парижского Пантеона Ж.-Ж. Суффло. Одним из первых Воронихин применил для купола железную решетчатую конструкцию. Незадолго до завершения строительства архитектор предложил повторить наружную дуговую колоннаду с южной стороны, а с западной возвести прямолинейную колоннаду и ограничить территорию полукруглой оградой. Осуществлена была только монументальная ограда, которую можно причислить к лучшим сооружениям такого рода.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒