В 1716-1717 годах Ж.-Б. Леблон составил первый проектный генеральный план, охвативший разобщенные части Петербурга. Следуя типу «идеальных городов», он заключил территорию столицы в огромный овал, опоясанный цепью укреплений. Проект подчеркивал главенствующее положение Васильевского острова,

Ж.-Б. Леблон.

Проект генерального плана Петербурга. 1716-1717

где намечались основные площади и проспекты. Вместе с тем в черту города была включена лишь небольшая часть левого берега у Адмиралтейства. Блестящий замысел Леблона остался на бумаге, поскольку не отвечал реальным возможностям и направлениям развития столицы.

Васильевский остров осваивался по более схематичному плану Д. Трезини (1716-1718). Несколько монотонную прямоугольную сеть проспектов и улиц дополняли каналы, предназначавшиеся для осушения и сообщения. Система каналов напоминала об излюбленной Петром I Голландии. Нарезка кварталов на прямоугольные участки проводилась по единому модулю. Однако велись работы медленно, люди селились здесь неохотно — остров был особо подвержен наводнениям, отрезан от материковой территории. Застроена была лишь его юго-восточная часть, удаленная от залива, каналы впоследствии засыпаны. Зато в 1720-х годах началось создание парадного городского центра у Стрелки острова, обращенной к основному пространству Невы. Здесь были возведены здание Двенадцати коллегий (правительственных учреждений Российской империи), Кунсткамера, Гостиный двор. Вскоре сюда переместился порт, после чего Городовой остров потерял свое былое значение.

Между тем город сам собой, помимо воли Петра I, все сильнее смещался на левый берег — на материк. В 1710-1720-х годах уже

Генеральный план Петербурга с проектом планировки Васильевского острова Д. Трезини. 1721

закладывался костяк планировки левобережья. Согласно проекту Н.Ф. Гербеля (1719), основу ее образовали улицы-лучи, расходящиеся от Адмиралтейства. Это Невский и Вознесенский проспекты, а также средняя Гороховая улица, которая тогда была еще только намечена. Еще две улицы, проложенные параллельно Неве в разные стороны от Адмиралтейства, — Галерная и Миллионная — составили вместе с основным трезубцем симметричную пятилучевую композицию, раскрытую широким веером на 180°. Невский проспект, ставший позднее главной магистралью города, соединил район Адмиралтейства с дорогой на Новгород и Москву и далее — с Александро-Невским монастырем, основанным также на берегу Невы намного выше по ее течению. Одновременно велись гидротехнические работы. Исток Мойки соединили с Фонтанкой, между Невой и Мойкой прорыли несколько малых каналов. Реки Мойка, Кривуша (ныне канал Грибоедова) и Фонтанка охватили тремя концентрическими дугами территорию левобере

Невский проспект и Адмиралтейство. Гравюра по рисунку М.И. Махаева. 1753

Генеральный план Петербурга. 1737

жья. Их пересекли улицы, отходящие от Адмиралтейства. Так определилась радиально-дуговая система Адмиралтейской стороны. Доминирующая роль здания Адмиралтейства усиливалась тем, что оно расположено в центре этого полукружия. Изгибы водных протоков придавали левобережной части города особую живописность. Кварталы здесь нередко получали косоугольные или криволинейные очертания. За Фонтанкой была проложена строго по линии меридиана дорога на Царское Село (Московский проспект), ориентированная на взметнувшийся вдали шпиль Петропавловского собора.

Адмиралтейский трезубец улиц, завершенный в конце 1730-х годов, вызывает ассоциации с трехлучевыми композициями Рима

Генеральный план Петербурга. 1753

и Версаля. Но его лучи разведены более широко и четко сфокусированы на башне Адмиралтейства. Расположение радиальных улиц и дуговых протоков сродни Амстердаму, но отличается большей ясностью и свободой. Обилие рек и каналов превращало Петербург в «Северную Венецию». А простор Невы с дворцом правителей, высокими колокольнями и Стрелкой порта сопоставим с венецианской акваторией Сан-Марко.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒