В храме хранилась самая чтимая в Петербурге Казанская икона Божией Матери. Она была перенесена в собор из разобранной церкви Рождества Богородицы, стоявшей на этом же участке, но ближе к Невскому проспекту. Эта церковь, обычно приписываемая М.Г. Земцову, была построена в 1733-1737 годах под наблюдением И.Я. Бланка по типу Петропавловского собора (ее остатки обнаружены при раскопках 2000 года). Вскоре после освящения Казанский собор превратился в мемориал Отечественной войны 1812 года. Здесь был погребен М.И Кутузов. В 1837 году на площади открыли памятники полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И.Орловский).

38. ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

Наб. Лейтенанта Шмидта, 45

Построен в 1806-1811 годах А.Н. Воронихиным, включившим в новое здание стены старых домов. Очень простые боковые крылья расходятся под углом от центральной части здания, акцентированной широким двенадцатиколонным портиком дорического ордера с могучим тяжеловесным фронтоном. По эпическому величию, суровой мощи эта композиция не имеет равных. Вдохновляясь архитектурой Древней Греции, зодчий создал одно из ранних и самых сильных произведений петербургского ампира. Отличительная особенность воронихинского сооружения — использование каннелированных колонн (как и в Казанском соборе). Архитектор очень точно учел особенности оптического восприятия, поставив портик и фронтон с небольшим

Интерьер собора уклоном вперед. Укрупненные монументальные формы отвечают роли здания в город-ской среде: оно служит основным пластическим акцентом в нижнем течении Большой Невы. По сторонам широкой лестницы института установлены скульптурные группы «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины», высеченные из пудостского камня мастером С.К. Сухановым по моделям С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского. Они аллегорически говорят о назначении здания, о силе Земли и богатстве ее недр.

39. БИРЖА

Биржевая пл., 4

Здание Биржи с Ростральными колоннами расположено на восточном мысу — Стрелке Васильевского острова, — разделяющем Неву на два рукава. Здесь в течение полутора столетий находился петербургский порт. Ансамбль Биржи, созданный в 1805-1810 годах Ж.Ф. Тома де Томоном, является главным фокусом в панораме центрального, самого широкого участка реки. Четкий крупномасштабный объем Биржи напоминает древнегреческий периптер. Прямоугольник здания окружает мощная колоннада дорического ордера, поднятая на массивный гранитный стилобат. Образ Биржи исполнен величавого могущества, созвучного невскому простору. Аллегорические скульптурные группы подчеркивают ее связь с водной торговлей. Главный зал перекрыт цилиндрическим сводом, гладкие стены его завершены дорическим антаблементом (деревянное перекрытие заменено в 1914 году железобетонным).

Перед Биржей простирается полукруглая площадь, открытая к Неве. Она занимает искусственный мыс, насыпанный по замыслу Тома де Томона и огражденный гранитной набережной с дугообразными спусками к реке. По сторонам площади стоят две высокие (32 м) Ростральные колонны, у подножия которых застыли аллегорические фигуры из пудостского камня, символизирующие великие русские реки (скульпторы Ж. Камберлен и Ф. Тибо, каменотес С.К. Суханов). В торжественной монументальности и пространственном размахе, обращении к античности и синтезе архитектуры со скульптурой в полный голос заявляет о себе стиль ампир. Проектируя этот уникальный ансамбль, Тома де Томон не постеснялся позаимствовать исходную идею из проекта биржи с ростральными колоннами П. Бернара, выполненного в Парижской Академии. Однако он кардинально трансформировал и усо-


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒