Биржа вершенствовал объемно-пространственную композицию, с абсолютной убедительностью применив ее к реальной ситуации. В этом проявилось его исключительное градостроительное чутье, умение оперировать крупными массами и силуэтом, точно соотнося их с окружающим пространством. Зодчему удалось то, что не удалось его предшественнику Д. Кваренги, построившему в 1780-х годах почти на том же месте изящное здание Биржи, которое он трактовал как единичный объект. Это незаконченное сооружение было разобрано в 1804 году. Новая Биржа после доделок была торжественно открыта в 1816 году. Строго симметричную композицию ансамбля завершили здания пакгаузов, общий план которых был намечен Тома де Томоном (построены в 1826-1832 годах И.Ф. Лукини).

В здании Биржи с 1940 года находится Центральный Военно-морской музей.

40. АДМИРАЛТЕЙСТВО

Адмиралтейская наб., 2, 16

Адмиралтейство является ядром ансамбля центральных площадей, а его башня с золоченой иглой завершает перспективы нескольких улиц, в том числе Невского проспекта. Адмиралтейская верфь-крепость была основана в 1704 году Петром I. Протяженный главный корпус и два перпендикулярных ему крыла обступали открытый к Неве двор. Здесь под неусыпным руководством Петра I рождался российский флот. В 1720-х годах С. фан Звитен начал, а в 1730-х годах И.К. Коробов окончил перестройку мазанкового Адмиралтейства в кирпиче. Коробов соорудил вторую группу корпусов со стороны двора и воздвиг заново центральную башню с деревянной конструкцией шпиля (работы X. фон Болеса), взметнувшегося на высоту 72 метра. Кораблик на его вершине вместе с ангелом Петропавловского собора стали символами Петербурга.

В 1806-1823 годах Адмиралтейство вновь было кардинально реконструировано по проекту А.Д. Захарова. В целях разумной экономии он использовал старые стены, но это не помешало ему создать целостное и оригинальное произведение в стиле ампир. Внешней, парадной стороной здание обращено к пространствам площадей. В наружных корпусах размещались Морское министерство, училища, музей и другие учреждения. Внутри участка до 1860-х годов продолжала работать судостроительная верфь.

Захаров виртуозно решил сложную задачу ритмической организации горизонтально растянутых П-образных в плане корпусов (длина основного — 407 м, боковых — по 163 м). Выразительность достигнута четко сбалансированным распределением крупных масс, выверенным чередованием нейтральных плоскостей стен и сильных объемных акцентов. Основание башни трактовано как огромный массивный куб, прорезанный аркой. Чистую гладь стены эффектно оттеняют скульптурные группы и рельефы. Статичному тяжеловесному основанию противопоставлен второй ярус башни, окруженный изящной воздушной колоннадой ионического ордера. Старый шпиль, сооруженный Коробовым, был сохранен как привычный ориентир городской панорамы, хотя в одном из вариантов проекта Захаров предполагал отказаться от золотой иглы, сомневаясь в ее соответствии классицистическому образу здания. Фланги главного фасада решены в виде трехосевых композиций с портиками римско-дорического ордера: двенадцатиколонным посередине и шестиколонными по краям. Та же комбинация из трех портиков, но с большими промежутками между ними варьируется на боковых фасадах. Причем шестиколонные портики-лоджии состыкованы друг с другом на всех внешних углах здания, связывая фасады между собой. А мотив кубического объема с аркой перенесен в измененных пропорциях с основания башни на торцы крыльев, обращенные к Неве. Таким образом, в структуре грандиозного сооружения повторяются в разных сочетаниях несколько однотипных элементов. Этим достигается богатое и единое звучание, подобное многоголосной фуге. Даже гладкие поля стен Захаров сумел наделить потрясающей выразительностью. Пространственная структура главного вестибюля с парадной лестницей построена на противопоставлении тяжелой аркады внизу и наполненной воздухом верхней колоннады.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒