Михайловский дворец господствует в ансамбле. Главный его корпус расположен в глубине курдонера, фланкируемого невысокими служебными корпусами и оформленного монументальной чугунной оградой. Дворец отличается подчеркнутой репрезентативностью и декоративной насыщенностью. В центре фасада, обращенного к площади, выступает стройный торжественный портик. Он не контрастирует с плоскостью стены; наоборот, его продолжает ряд трехчетвертых колонн, протянувшийся до боковых ризалитов. Фриз из 44 барельефов выполнен В. И. Демут-Мали-новским. Иначе решен противоположный, садовый фасад: его грандиозная двенадцатиколонная лоджия над аркадой и боковые портики с фронтонами повторяют тему зданий Ж.А. Габриэля на площади Согласия в Париже. В Михайловском саду, перепланированном совместно с архитектором А.А. Менеласом и са-

Елагин дворец

Михайловский дворец довым мастером Д. Бушем, Росси построил изящный павильон с гранитной пристанью.

Ансамбль парадных помещений дворца стал вершиной творчества Росси в искусстве интерьера. Но от былого великолепия остались только главная лестница и Белоколонный зал. Пространство лестницы эффектно взмывает вверх, распахиваясь вширь галереями-колоннадами. Зал с его оригинальной мебелью, спроектированной Росси, и изысканной росписью является своего рода эталоном ампирного интерьера. Оформление остальных помещений было уничтожено в 1890-х годах, когда дворец приспосабливался для Русского музея. Вел эти работы архитектор В.Ф. Свиньин. Он сломал также конюшенный корпус дворца (справа от курдонера) и возвел взамен его в 1900-1911 годах здание Этнографического отдела. Словно раскаиваясь за издержки осуществленной им реконструкции, Свиньин старался в композиции нового музейного здания подражать стилю Росси. В результате он создал один из самых ранних и стилистически чистых образцов неоампира начала XX века. С противоположной стороны, главным фасадом на канал Грибоедова, в 1914-1919 годах был сооружен по проекту JI.H. Бенуа Западный корпус Русского музея, выдержанный в формах неоклассицизма.

45. ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА

И МИНИСТЕРСТВ

Дворцовая пл., 6-10

В 1760-х годах архитектор А.В. Квасов распланировал новые кварталы вблизи Адмиралтейства. Этим планом было предопределено плавное криволинейное очертание юго-западной части Дворцовой площади. Три дома с однотипными фасадами построил вдоль этой линии в 1780-х годах Ю.М. Фельтен. С ними соседствовали маловыразительные старые дома, тянувшиеся до набережной Мойки. В 1819-1829 годах К.И. Росси возвел на этом месте здание Главного (Генерального) штаба, министерств иностранных дел и финансов.

Зодчий рационально использовал постройки Фельтена, сохранив часть их стен и даже интерьеров. Одновременно он создал новую композицию небывалого градостроительного масштаба. С гениальной смелостью Росси охватил южную сторону «правильной площади» единой лентой фасада, разорванного посередине огромной триумфальной аркой. Линия фасада длиной 550 метров скользит по параболе, затем переходит в прямолинейные отрезки, огибает очень острый угол у набережной Мойки, где к основному зданию примыкает несколько иной по композиции корпус Министерства финансов. Облик Главного штаба подчеркнуто строг и лаконичен. Росси не смущала монотонность ритмики «бесконечно» протяженного здания. Тем острее получился контраст с центральной аркой. Лента фасада не прерывается выступами, входы сделаны почти незаметными, ряды полуколонн коринфского ордера слиты со стеной и подчеркивают ее разбег вширь. Колоннады на прямолинейных крыльях перекликаются с композицией более раннего дома И.Ф. Фитингофа на Адмиралтейском проспекте, 6 (1790, Д. Кваренги), втягивая его в сферу своего влияния. Такая же колоннада в средней изогнутой части здания подготавливает переход к триумфальной арке. Пластически насыщенная композиция арки, увенчанная колесницей Победы, посвящена военному могуществу России, победившей в войнах с Наполеоном. Скульптурное убранство ее выполнено В.И. Демут-Малиновским и С.С. Пименовым. Это апогей творчества Росси в области синтеза искусств, одна из вершин петербургского ампира.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒