Арка сделана двойной, что скрадывает излом отходящей отсюда Большой Морской улицы. Из-за ее поворота неожиданно открывается, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор Дворцовой площади. Главный штаб соответствует Зимнему дворцу шириной дуги и высотой, а также линией средней оси. По стилю они — антиподы. Однако Росси удалось добиться поразительного эффекта: нерасторжимого единства противоположностей. Оба сооружения взаимно дополняют друг друга, формируя целостный ансамбль Дворцовой площади. Росси проявил себя строителем-новатором. По рассказам, он стоял на арке, когда разбирали поддерживающие ее конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность. Чтобы облегчить нагрузку на ее 17-метро-вый пролет, колесницу Победы впервые в практике монументальной скульптуры выполнили из листов меди. Металлические конструкции были применены для перекрытия и галерей архива, для купола библиотеки (изготовлены инженером М.Е. Кларком). В

1905 году над библиотекой был водружен новый железостеклянный купол (инженер Г. Г. Кривошеин).

46. НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА

Пл. Стачек

Летом 1814 года из заграничных походов возвращались русские войска, разгромившие армию Наполеона. При входе в Петербург их встречали Нарвские триумфальные ворота, выстроенные из дерева Д. Кваренги. Это последнее сооружение зодчего явилось одним из ключевых произведений русского ампира. Кваренги интерпретировал композиционные приемы древнеримских арок Тита и Константина. Он отталкивался, очевидно, также от новейшего примера — триумфальной арки на площади Карусель в Париже Ш. Персье и П. Фонтена, посвященной победам Наполеона. Пилоны Нарвских ворот с трех сторон были обработаны парами коринфских колонн, между которых стояли фигуры древнерусских витязей. Над аттиком вздымалась колесница Победы. Ква-ренгиевскую композицию позднее неоднократно варьировал К.И. Росси (арки Главного штаба, Сената и Синода). В 1827-1834 годах Нарвские ворота были возобновлены на другом месте в долговечных материалах В.П. Стасовым. Он бережно воспроизвел замысел Кваренги, лишь увеличив размеры сооружения. Новые ворота построены из кирпича и облицованы медными листами. Авторы основных скульптурных композиций В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и П.К. Клодт.

47. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

Преображенская пл.

Постройка собора в слободе лейб-гвардии Преображенского полка была начата в 1743 году М.Г. Земцовым и окончена в 1754 году П.А. Трезини. Это был первый центрический пятиглавый храм в Петербурге, и именно Трезини принадлежит приоритет в возрождении на петербургской почве традиционного древнерусского пяти-главия. План здания вписан в квадрат, небольшие вы-ступы придавали ему крестообразную форму. Введение в ходе строительства четырех малых глав потребовало установки дополнительных опорных столбов, размещенных по окружностям в угловых частях внутри храма. После пожара 1825 года собор был возобновлен в 1827-1829 годах В.П. Стасовым. Здание приобрело позднеклассицистический облик. Композиция его слагается из простых и крупных геометризованных частей, что было характерной особенностью творчества Стасова. Четкий прямоугольный объем несет компактную группу сферических глав на цилиндрических барабанах. Средний барабан освещает внутреннее пространство, а угловые служат звонницами. Западный фасад выделен четырехколонным портиком ионического ордера. Силуэт собора выразительно рисуется в перспективе улицы Пестеля. Значение его как военного храма подчеркнуто оригинальной оградой, сделанной Стасовым из трофейных турецких пушек.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒