48. ТРОИЦКИЙ (ИЗМАЙЛОВСКИЙ) СОБОР

Измайловский пр., 7а

Это еще один воинский храм, в котором В.П. Стасов также использовал традиционное пятиглавие. Он возведен в 1828-1835 годах для лейб-гвардии Измайловского полка. Громада собора с массивным центральным куполом, достигающим высоты 75 метров, господствует над окружающей застройкой, просматривается с больших расстояний в перспективе Фонтанки. План в виде равноконечного креста состоит из среднего квадрата и почти равных ему четырех ветвей, на торцах которых поставлены шестиколонные портики коринфского ордера. Необычно расположение малых куполов на ветвях креста. Такой прием был обусловлен тем, что Стасову предписывалось воспроизвести композиционную схему старой деревянной полковой церкви (1750-е), в облике которой явно отразилось влияние украинской церковной архитектуры. Формы белоснежного собора с голубыми куполами укрупнены, обобщены, лаконичны. Преобладают нерасчлененные массы стен, прорезанные редкими окнами и оттененные рельефными фризами (скульптор С.И. Гальберг). Часто поставленные стройные колонны среднего барабана укрепляют его конструктивно и вместе с тем своим мелким шагом зрительно снимают впечатление излишней массивности. Все барабаны — световые, они открыты в пространство интерьера, облицованного искусственным белым мрамором. Этим достигается ощущение простора, обилия света, богатства перспектив внутри здания. Нагрузку от большого купола и барабана принимают на себя мощные угловые пилоны, а примыкающие к ним парные колонны поддерживают арки малых куполов. Совместно с инженером М. Е. Кларком Стасов осуществил новую систему наружного покрытия большого купола — на основе каркаса из железных ребер. Но он обрушился во время бури в 1834 году и был заменен деревянной конструкцией инженера П. Базена. Внутреннее убранство храма погибло в советский период.

49. АНСАМБЛЬ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА

Пл. Островского; ул. Зодчего Росси; пл. Ломоносова

Этот ансамбль — вершина градостроительного творчества К.И. Росси. На обширной территории со случайной застройкой архитектор сформировал в 1828-1834 годах целостную пространственную композицию из двух площадей, связанных улицей. До-

Публичная библиотека минантой ансамбля является Александринский театр, расположенный в глубине прямоугольной площади Островского, раскрытой к Невскому проспекту. Позади театра главная ось ансамбля продолжена улицей Зодчего Росси (бывшей Театральной), которая приводит к полукруглой площади Ломоносова, обращенной на набережную Фонтанки. В противоположном направлении эта ось совпадает с Малой Садовой улицей, перспективу которой Росси замкнул еще в 1823-1824 годах декоративным портиком на Манежной площади.

Возвышенный образ компактного прямоугольного здания театра подчеркивают торжественные пластичные портики коринфского ордера, завершенные трапециевидными аттиками. Глубокая лоджия на главном фасаде создает сильный светотеневой эффект. Над его колоннадой возносится квадрига Аполлона, выполненная по модели С.С. Пименова. Тему портика-лоджии с аттиком подхватывает здание Публичной библиотеки, возведенное по проекту Росси на продольной стороне площади. Здесь широкая ионическая колоннада охватывает почти весь фасад. Статуи античных ученых и писателей и фигура богини мудрости Минервы изваяны группой скульпторов во главе с В.И. Демут-Малиновским и С.С. Пименовым. Этот корпус был присоединен к уже существовавшему зданию библиотеки (1796-1801, Е.Т. Соколов), обращенному плавно изогнутой по дуге колоннадой на угол Невского проспекта и Садовой улицы. Для творческого метода Росси показательно, что он повторил членения и некоторые формы сооружения Соколова, добившись единства обеих частей библиотеки, но сделав свой новый фасад более важным и репрезентативным. (В 1896-1901 годах Е.С. Воротилов пристроил еще один корпус, вторящий по композиции зданиям Росси за Александринским театром.) Поперечные оси площади зафиксированы боковыми ризалитами библиотеки и стоящими напротив двумя павильонами Аничкова дворца. Эти павильоны Росси построил еще в 1816-1818 годах, одновременно с разработкой первых вариантов проекта ансамбля. В их композиции с арочными проемами, парами колонн и фигурами витязей чувствуется влияние Нарвских ворот Д. Кваренги.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒