Театральная улица образована двумя тождественными зданиями, в которых размещались Министерство народного просвещения и Дирекция императорских театров. В ее облике воплощена идея полной симметрии и единства. Улица эта — уникальна, хотя ее предшественницей можно считать улицу Уффици во Флоренции (XVI в.). Длина Театральной улицы — 220 метров, ширина и высота — по 22 метра. Основные мотивы фасадов — двухъярус ные аркады и ровный строй парных трехчетвертных колонн римско-дорического ордера. В том же ключе решены фасады зданий, обступающих площадь Ломоносова у Фонтанки. На этой площади Росси предполагал возвести круглый храм, который должен был завершать перспективу улицы. В пространственную структуру ансамбля включено трехлучие расходящихся отсюда небольших улиц. Дугообразный корпус, замыкающий площадь Ломоносова, прорезан тремя арками (одна из них — ложная). Архитектор заключил в арку, как в раму, живописный вид на угол Большого Гостиного двора и купол Казанского собора. Возникает иллюзия, будто эта перспектива также была придумана зодчим Росси, а не сложилась ранее.

В грандиозном ансамбле Александринского театра полнее всего раскрылось высокое искусство организации городских пространств, которым на таком уровне владел один Росси. Стремление к законченности и единообразию особенно наглядно воплотилось в построении Театральной улицы, хотя здесь же обнаружились тенденция к монотонности и некоторый схематизм рисунка фасадов. Целостность ансамбля была нарушена более поздними постройками. Памятник Екатерине II (1862-1873, проект М.О. Мике-шина, скульпторы А.М. Опекушин, М.А. Чижов) и деревья сквера заслонили вид на театр от Невского проспекта.

50. ЗДАНИЕ СЕНАТА И СИНОДА

Пл. Декабристов, 1-3

Последним крупным произведением К. И. Росси стало здание высших правительственных учреждений Российской империи — Сената и Синода (1829-1834). Протяженный фасад с высокой аркой в центре фланкирует с западной стороны одну из центральных площадей, раскрытую к Неве. Победив на конкурсе проектов, Росси убедительно решил ансамблевую задачу: «придать зданию характер, соответствующий огромности площади». Подчеркнутую парадность и пластическую выразительность придает сооружению коринфский ордер. На фасадах четырежды повторяется мотив лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком, близкий зданиям Александринского театра и Публичной библиотеки. Скругленный угол создает плавный переход от площади к набережной и скрадывает разную длину двух частей здания. Тройные окна и портики со ступенчатыми аттиками перекликаются с соседним домом А.Г. Лаваль (Английская наб., 4), перестроенным в 1806-1809 годах Тома де Томоном. Здесь Росси вновь превратил

Павильон Аничкова дворца

Здание Сената и Синода

Арка Сената и Синода ранее существовавшее здание как бы в продолжение своей постройки. Другой повторяющийся элемент композиции Сената и Синода — выступающие пары колонн. Они фланкируют и центральную арку, перекинутую над Галерной улицей.

В композиции арки, вновь напоминающей о Нарвских воротах, варьируется в иных пропорциях тема, блестяще разработанная в здании Главного штаба. Несмотря на активную пластику ордера, арка Сената и Синода более статична; ее велеречивое скульптурное убранство, включая венчающую группу «Правосудие и Благочестие» (В.И. Демут-Малиновский), менее выразительно, чем другие образцы синтеза искусств в творчестве зодчего. Росси не участвовал в строительстве, его вел А.Е. Штауберт, которому принадлежат внутренняя планировка и решение интерьеров. Ныне в здании находится Российский государственный исторический архив.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒