51.    МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА

Московский пр.

Воздвигнуты В.П. Стасовым в 1834-1838 годах в память о победоносных кампаниях против Персии, Турции и Польши. Композиция дорической колоннады с антаблементом и аттиком навеяна Бранденбургскими воротами в Берлине. Но произведение Стасова отличается особой мощью, повышенной монументальностью. Оригинальность сооружения состоит, прежде всего, в том, что оно целиком смонтировано из сборных металлических элементов (изготовлением и монтажом руководил инженер М.Е. Кларк). Каждая 15-метровая колонна составлена из девяти пустотелых чугунных блоков. Антаблемент собран из чугунных досок на каркасе. Медные фигуры крылатых гениев и «кусты» арматуры выполнены скульптором Б.И. Орловским. Московские ворота — еще полное силы произведение позднего ампира времени его быстрого угасания. Гордый чеканный силуэт ворот четко рисуется в дальней перспективе Московского проспекта. Этот памятник едва не был потерян: его разобрали в 1936 году в ходе «социалистической реконструкции» района, но в 1959 году восстановили на прежнем месте.

52.    АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

Дворцовая пл.

Колонна в память императора Александра I сооружена в 1830-1834 годах О. Монферраном. Поставленная на оси арки Главного

Александровская колонна штаба и центральных ворот Зимнего дворца, она словно стянула вертикальным стержнем простор Дворцовой площади, стала ее оптическим фокусом. Раньше она была видна издали, со стороны Иссакиевской площади, и таким образом воздействовала на огромные пространства. Александровская колонна покоряет выве-ренностью пропорций, лаконизмом формы, красотой линий и силуэта. По своему типу она восходит к триумфальным сооружениям античности. Вместе с тем создание ее явилась «ответом» на установку Вандомской колонны в Париже, посвященной победам наполеоновских армий. В петербургском сооружении француз Монферран прославил важнейшее событие александровского царствования — разгром Наполеона. Эта тема раскрыта в бронзовых барельефах с аллегорическими фигурами и воинскими доспехами (скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе по рисункам Д.Б. Скотти), в образе попирающего змею ангела с крестом, лику которого придано портретное сходство с царем (Б.И. Орловский). Высота Александровской колонны (47,5 м) больше Вандомской. Но главное отличие первой от второй и от их общего прототипа — колонны Траяна в Риме — в том, что она вырублена из огромного гранитного монолита. Монферран оставил ее поверхность гладкой, выявив природную красоту и мощь гранита. Доставленная из каменоломен по Финскому заливу, колонна была поднята на пьедестал 30 августа 1832 года всего за 1 час 45 минут с помощью оригинальной системы лесов и кабестанов, разработанной инженером А. де -Бетанкуром.

53. ИССАКИЕВСКИЙ СОБОР

Исаакиевская пл.

Собор высотой 102 метра — важнейшая доминанта центра города. Воздвигнутый в 1818-1858 годах, он явился делом всей жизни О. Монферрана. Храм посвящен святому Исаакию Далматскому. Празднование памяти этого святого 30 мая совпало с днем рождения Петра I. Поэтому еще в 1710 году вблизи Адмиралтейства была устроена скромная деревянная Исаакиевская церковь, которую в 1720-х годах сменил каменный собор с высокой колокольней (Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель), но он также простоял недолго. Третий храм во имя того же святого начал возводить в 1768 году А. Ринальди, а закончил в 1802 году, упростив его проект, В. Бренна. Вскоре было решено строить новый, четвертый собор. В 1818 году Александр I утвердил проект молодого французского архитектора О. Монферрана, который был искусным рисо-


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒