Особо значимое место в ряду неостилей занял «русский стиль». В нем отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником и лидером национального направления выступал с 1830-х годов Константин Андреевич Тон (1794-1881), воскресивший в церковном строительстве образы старомосковского зодчества XV—XVII веков. Увы, почти все петербургские храмы Тона были снесены при советской власти, как и его же грандиозный собор Христа Спасителя в Москве, который недавно возведен заново. Одна из задач «русского стиля» заключалась в руси фикации европейского Петербурга. В конце прошлого века Альфред Александрович Парланд (1842-1920) и многие другие архитекторы обратились к яркой узорной архитектуре XVII века, как бы перекидывая мост от предпетровского времени к современности, минуя петербургскую эпоху.

Рационалистическую альтернативу внешней декоративности эклектики составлял так называемый «кирпичный стиль». Крупнейшие его представители — Виктор Александрович Шретер (1839-1901), известный также как строитель театров и банков, и Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929). Сторонники этого направления, стремясь к правдивости и экономичности, отказывались от штукатурной «косметики», оставляя открытой саму кирпичную кладку или применяя долговечную керамическую облицовку.

54. НЕМЕЦКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ПЕТРА

Невский пр., 22-24

Немецкая кирха была построена на этом месте в 1730 году. Она стала первой в ряду инославных церквей в районе Невского проспекта, названного Александром Дюма «улицей веротерпимости». Существующее здание возведено в 1833-1838 годах

А.П. Брюлловым в неороманском стиле. Главный фасад с перспективным порталом и аркадой увенчан двумя симметричными квадратными башнями со щелевидными проемами. Правда, в облике здания отчетливо проступают признаки уходящего классицизма: геометризм объемов, четкие членения, лаконичная гладь стен. Мраморные статуи апостолов Петра и Павла перед входом, барельефы евангелистов над аркадой и фигура ангела на парапете изваяны скульпторами А. Трискорни и Т.Н. Жаком. Интерьер делился на три нефа, балконы-эмпоры опирались на тонкие чугунные колонны и балки. Введение металлических конструкций — прообраза ярусного каркаса — было новым словом в петербургском строительстве.

Церкви принадлежал обширный участок с несколькими домами. Симметричные корпуса, выходящие на проспект, сооружены в 1830-1832 годах Г.Р. Цолликофером (надстроены в 1910-1911). В глубине двора — здание Петришуле, сооруженное еще в 1760-1762 годах в стиле барокко М.Л. Гофманом (расширено и перестроено в XIX — начале XX в.). В школе учились будущие зодчие К.И. Росси, Л.Л. Бонштедт, В.А. Шретер, М.Е. Месмахер и другие.

55.    МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ

Исаакиевская пл., 6

Сооружен в 1839-1844 годах А.И. Штакеншнейдером для дочери Николая I Марии, вышедшей замуж за герцога Лейхтенберг-ского. Архитектор использовал часть стен бывшего дома графа И.Г. Чернышева, построенного в 1762-1765 годах Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Композиционная схема главного фасада Мариинского дворца следует правилам классицизма: центр и края выделены ризалитами, нижний ярус рустован, верхний с двумя рядами окон объединен по вертикали трехчетвертными колоннами и пилястрами. Но здесь уже отчетливо проступают постклассицисти-ческие особенности: нейтрализация контрастов между стеной и ордером, сухость рисунка, переход от монументального лаконизма к тонкой разработке деталей.

План здания асимметричен. Анфилады расположены крестообразно, причем основная ориентирована перпендикулярно фасаду в глубину, а ее главные помещения были раскрыты одно в другое — как в Таврическом дворце. В отделке интерьеров преобладает изящная переработка мотивов античной архитектуры. Однако установка эклектики на стилевое разнообразие проявилась в том, что отдельные помещения оформлены в характере ренессанса и рококо. Штакеншнейдер ввел ряд технических новшеств: несгораемые металлические перекрытия и световые фонари с железным каркасом; штукатурка потолков для большей прочности наносилась по железной сетке. С 1884 по 1917 год здание занимал Государственный совет. В 1907-1908 годах Л.Н. Бенуа создал для него новый зал заседаний, решенный в формах академического неоклассицизма и близкий по стилистике главным интерьерам дворца. Конструкции зала выполнены из железобетона, но применение этого нового материала здесь подчинено задаче имитации традиционного стиля.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒