Ныне в здании работает Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

56.    ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ

Невский пр., 41

Большой дом князей Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и Фонтанки построен в 1800 году Ф.И. Демерцо-вым в стиле классицизма. В 1847-1848 годах А.И. Штакеншнейдер кардинально перестроил здание, создав один из программных и лучших образцов архитектуры историцизма. Он избрал формы стиля барокко, который в сознании петербуржцев отчетливее всего

Мариинский дворец ассоциировался с понятием дворца. Штакеншнейдер ориентировался на творчество Растрелли. В данном случае очевидна параллель со Строгановским дворцом, стоящим на пересечении того же проспекта и реки Мойки. Мезонины с дугообразными фронтонами перекликаются с Фонтанным домом, расположенным выше по течению Фонтанки. Хотя формы здания несколько засушены, ему свойственны крупный масштаб, изящество и импозантность, выдержанность избранного стиля. Большинство парадных интерьеров стилизовано в духе барокко и рококо. Фигуры атлантов на фасадах выполнены скульптором Д.И. Иенсеном, который основал в Петербурге первую мастерскую терракотовой скульптуры и постоянно работал со Шта-кеншнейдером.

Ныне в здании — Санкт-Петербургский культурный центр.

57.    МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ

Пл. Восстания

В 1851 году открылась первая в России железная дорога большой протяженности, соединившая Петербург с Москвой. В обоих городах в 1845-1851 годах были сооружены по проектам К.А. Тона однотипные здания вокзалов. Больший по размерам вокзал в Петербурге расположен у Невского проспекта, на трапециевидной площади (бывшей Знаменской), которая была устроена в 1840-х годах по проекту Н.Е. Ефимова. Таким образом, главные железнодорожные «ворота» столицы открывались прямо на ее основной проспект. Ведущий представитель «русского стиля», Тон отошел здесь от национальной темы. Он трактовал вокзал как общественное здание общегородского значения и уподобил его старым ратушам европейских городов. Основной объем увенчан квадратной башней с часами. Двухъярусный фасад с равномерно расставленными коринфскими полуколоннами следует поэтажным расположением ордера приемам ренессансной архитектуры. Нижний, более высокий ярус раскрыт проемами в виде двойных арок с колонкой посередине — это характерный мотив раннего итальянского Возрождения. Фасад также отчасти напоминает здание школы Сан Рокко в Венеции (XVI в.). На боковых крыльях введен еще один узнаваемый ренессансный элемент — «окно Браманте». Впоследствии вокзал был расширен и реконструирован внутри.

58.    МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Театральная пл., 1

С Мариинским театром связаны высшие достижения русского оперного и балетного искусства. Первоначально это был

Московский вокзал театр-цирк с манежем и сценой, построенный по типу парижских в 1847-1848 годах. Проект его составил А.К. Кавос — видный мастер театральной архитектуры. К прямоугольному в плане зданию, над которым возвышался полукруглый выступ зрительного зала, примыкали с двух сторон одноэтажные корпуса конюшен и служебных помещений. Фасады были выдержаны в формах неоренессанса. После пожара 1859 года Кавос реконструировал здание: надстроил боковые корпуса, увеличил зрительный зал, исключив из него манеж. Театр вновь открылся на следующий год под названием Мариинского (по имени жены императора Александра II Марии). Многоярусный зал подковообразной формы получил роскошную отделку. Мотивы стиля барокко во внутреннем убранстве обрели эклектически усложненный характер. Плафон зрительного зала написали итальянские художники X. Дузи и Э. Франчиоли.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒