В 1885-1886 и 1894-1895 годах здание перестраивал

В.А. Шретер, крупнейший театральный зодчий России той поры. Он устроил металлические перекрытия над сценой и зрительным залом, расширил фойе, создал пышный фасад центральной части, решенный в духе позднего ренессанса и барокко. В результате последующих переделок и пристроек здание утратило четкость объемной структуры.

59. ОСОБНЯК Г.А. БОССЕ

4-я линия, 15

Собственный дом Гаральда Боссе (1847-1849) — программное и новаторское произведение выдающегося зодчего. Архитектор, выступавший и в качестве заказчика, мог наиболее полно выразить свое творческое кредо. Камерный уютный особняк не претендует на внешнюю парадность. Плоский фасад трактован в спокойных нейтральных формах неоренессанса. Поле стены обработано тонкой графичной рустовкой, средняя ось отмечена лишь маленькой филенкой. Лейтмотив композиции — ровный ряд арочных проемов, обрамления которых схематично воспроизводят ренессансный мотив «окна Браманте». Этот элемент, перенесенный с палаццо Канчеллериа в Риме архитектора Д. Браманте, обрел широкую популярность в петербургском строительстве середины XIX века.

Фасад особняка — своего рода экран, который скрывает сложную организацию внутреннего пространства, не имеющую оси сим-

Особняк Г.А. Боссе метрии и отвечающую требованиям функциональной целесообразности. Здесь Боссе одним из первых внедрил в городскую застройку (правда, со стороны двора, изолированного от улицы) новые принципы свободного плана и живописно-асимметричной композиции, зародившиеся в загородном строительстве. В глубине участка компактное здание имеет уступчатую расчлененную форму, обусловленную разными размерами помещений и анфилад. Выступы объемов и перепады высот формируют динамически напряженную структуру, а террасы и открытые арки обеспечивают активную взаимосвязь дома с пространством озелененного двора. Здание внутри перепланировано, многие элементы отделки утрачены.

60. ОСОБНЯК З.И. ЮСУПОВОЙ

Литейный пр., 42

Этот особняк отличается поистине дворцовой пышностью. Он строился в 1852-1858 годах для богатой владелицы, княгини З.И. Юсуповой. Автор здания JI.JI. Бонштедт — видный представитель немецкой архитектурной школы, долгое время работавший в Петербурге. Облик особняка наделен монументальностью, крупным масштабом, богатой пластикой. Фасад в два этажа, равный по высоте соседним четырехэтажным домам, раскрыт большими арочными окнами. Ряды проемов значительно уменьшают массив стены и создают впечатление двухъярусной аркады. Композиция насыщена многообразием пластических форм. Полуколонны, статуи и кариатиды, разорванный карниз и прихотливые завершения вносят эффект подвижности, беспокойного «колыхания» масс. Бонштедт дал оригинальное прочтение особенностей исторических стилей, в котором преображенные черты немецкого барокко преобладают над мотивами ренессанса. Фасад облицован доставленным из Германии бременским песчаником, что оттеняет его солидность и импозантность. Применение долговечного естественного камня тогда еще редко встречалось в петербургском строительстве. Каменное убранство выполнено при участии скульптора Д.И. Иенсена.

Роскошные интерьеры оформлены преимущественно в духе барокко и рококо. Обилие лепки (работы мастера Т.П. Дылева), испещренность мелким и обильным декором демонстрируют, что представление о красоте в период эклектики все отчетливее отождествлялось с богатством украшений.

Теперь в особняке — Центральный лекторий Общества «Знание».

Особняк З.И.Юсуповой

61.    НОВО-МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Дворцовая наб., 18


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒