В 1857-1862 годах А.И. Штакеншнейдер построил на месте старых зданий дворец великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. Главный фасад обращен к Неве, в панораме набережной он перекликается с Зимним и Мраморным дворцами. Здесь Штакеншнейдер одним из первых в петербургской архитектуре соединил в одной фасадной композиции приемы и элементы из разных исторических источников: ренессанса, барокко, стиля Людовика XVI. Таким образом, это здание стоит на пороге зрелой эклектики, в которой смешение стилевых прообразов станет одним из определяющих принципов. Сочетание разностильных форм, ассоциировавшихся с традициями дворцовой архитектуры, должно было подчеркивать импозантный образ дворца. Фасад выделяется сильным рельефом. Тонкие колонны и продолжающие их кариатиды полны игривой грации. Скульптурные детали, исполненные Д.И. Иенсе-ном, составляют неотъемлемую часть композиции. Это прекрасный пример синтеза архитектуры и декоративной скульптуры в эклектике. Легкость, изящество, щедрая «кружевная» орнаментация отличают великолепный ансамбль интерьеров, где классицистические формы соседствуют с перепевами мотивов барокко и рококо.

Намного скромнее решен жилой «шталмейстерский» корпус дворца по Миллионной улице, 19. Его изогнутая стена, обращенная во двор, является остатком дворца князя А.М. Черкасского, построенного в конце 1730-х — 1740-х годах по проекту П.М. Еропкина. Уникальная для ранней петербургской архитектуры криволинейная композиция фасада отразила прямое влияние итальянского барокко.

62.    ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА

Дворцовая наб., 26

В череде дворцов на набережной Невы это здание выделяется суровым обликом, напоминающим флорентийские палаццо XV века. Возводили его в 1867-1872 годах для великого князя Владимира Александровича по проекту А.И. Резанова. Создавая дворец на Неве, архитектор стремился найти монументальный и цельный образ, избежать эклектической размельченности форм. Прототипами он избрал памятники раннего ренессанса Флоренции — палаццо Питти, Медичи-Риккарди, Строцци. От них заимствована и общая схема фасада, и рисунок окон, и сплошной руст стены. Правда, в отличие от оригиналов, рустовка выполнена в самом ходовом петербургском материале — штукатурке. Только

Ново-Михайловский дворец парадный подъезд сооружен из естественного камня — песчаника. Интерьеры, как и было принято в эклектике, представляют широкий спектр вольно трактованных исторических стилей: готики и ренессанса, рококо и Людовика XVI, мавританского и древнерусского. Некоторые интерьеры были переделаны в 1880-х годах М.Е. Месмахером. Дворец стоит в сомкнутом ряду домов по набережной. Участок имеет типичную для центра Петербурга периметральную застройку с замкнутыми дворами.

С 1920 года — Дом ученых.

63.ВОДОНАПОРНАЯ    БАШНЯ

ГЛАВНОЙ ВОДОПРОВОДНОЙ СТАНЦИИ.

Шпалерная ул., 56

В промышленной архитектуре второй половины XIX века получил широчайшее распространение «кирпичный стиль». Функциональная целесообразность и «правда» материала нередко сочетались с романтическим обликом производственных построек, полных своеобычной экспрессии. Многие из них становились приметными акцентами в водных панорамах города.

В 1859-1863 годах на берегу Невы перед Таврическим дворцом была построена Главная водопроводная станция. Водонапорная башня высотой более 50 метров возведена по проекту И.А. Мер-ца и Э.Г. Шуберского. Мощная краснокирпичная башня уподоблена средневековому донжону. Рисунок узких окон, пояса зубчиков и декоративные машикули напоминают романские или раннеренессансные формы. Выразительность объема и силуэта, цветового и пластического решения подчеркивает важную роль этой вертикальной доминанты в перспективе Невы. Эти качества обеспечивают ее взаимодействие в речном пространстве со Смольным собором. В нынешнем году реконструированная башня превращена в Музей воды предприятия «Водоканал». Пристройка стеклянного панорамного лифта не только резко исказила облик исторического сооружения, но и внесла диссонанс в восприятие Смольного собора со стороны Литейного моста.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒