64.    МУЗЕЙ УЧИЛИЩА

БАРОНА А.Л. ШТИГЛИЦА

Соляной пер., 15

Здание Центрального училища технического рисования, основанного предпринимателем и меценатом бароном А.Л. Штиглицем, построено в 1878-1881 годах А.И. Кракау и Р.А. Гедике

Дворец великого князя Владимира Александровича

Водонапорная башня Главной водопроводной станции

(Соляной пер., 13). Первым руководителем училища был выдающийся петербургский зодчий М.Е. Месмахер. В 1885-1896 годах он возвел рядом с училищем здание музея, где разместились коллекции декоративно-прикладного искусства. Фасад музея выдержан в формах неоренессанса с преобладанием мотивов венецианской архитектуры XVI века. При декоративной насыщенности и дробности форм, свойственных поздней эклектике, он исполнен монументальности и благородства. Это подчеркнуто и материалом облицовки — светло-серым песчаником.

Фасад — своего рода учебное пособие по истории декоративного искусства всех времен и народов. На нем помещены аллегорические скульптуры (А.Г. Бауман, М.А. Чижов), портреты и имена мастеров прошлого. Каждый зал оформлен в стиле определенной художественной эпохи, что соответствовало составу размещенных в них экспонатов. Огромный главный зал представляет собой «атриум», перекрытый двойным железостеклянным куполом. Он решен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи ренессанса. Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых стропильных ферм французского инженера К. Полонсо. Это один из самых смелых и совершенных образцов новой архитектуры железа и стекла в петербургском строительстве конца XIX века. Недавно отреставрированный купол хорошо виден от истока Мойки и с набережной Фонтанки.

65. ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Наб. канала Грибоедова, 2а

С Невского проспекта в перспективе канала Грибоедова неожиданно открывается живописный по силуэту, многоцветный, щедро декорированный храм, вызывающий в памяти образы самобытного древнерусского зодчества. Он выглядит резким вторжением в классицистическую среду центра Петербурга. Яркий и праздничный собор посвящен трагическому событию: он поставлен на месте, где 1 марта 1881 года террористы из «Народной воли» смертельно ранили Александра II. Храм-памятник погибшему императору получил в обиходе название «Спас на крови». Возведенный в 1883-1907 годах А.А. Парландом, он явился программным произведением «русского стиля», воплотившим идею преемственного развития национальной архитектуры. Тогда считалось, что с основанием Петербурга началось пассивное подражание Западу. Парланд как бы возвратился на два столетия назад и обратился к памятникам Москвы и Ярославля XVII века, от которых заимствовал все части композиции и детали. (Такой подход отвечал и требованиям к проекту Александра III.) Силуэт шатра и глав имеет отдаленное сходство со знаменитым храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве (XVI в.). В соответствии со вкусами поздней эклектики архитектор отбирал наиболее сложные, декоративно насыщенные элементы, сгущая тем самым черты национальной самобытности. Вместе с тем он стремился приблизить их к академическому «идеалу совершенства».

Собор примечателен крупнейшим ансамблем мозаик. Снаружи они акцентируют основные композиционные узлы, а внутри полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. Оригиналы для мозаик писали разные художники, среди них — В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин и другие, менее известные. В материале они исполнялись мастерской Фроловых, первой в России освоившей венецианский (обратный) способ набора. Во внутренней отделке использованы многие породы самоцветов. Недавно закончена реставрация храма, который был закрыт в течение долгих десятилетий.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒