66. ДОМА В.А. ШРЕТЕРА

Наб. р. Мойки, 112, 114

Постройка собственных домов предоставила В.А. Шретеру прекрасную возможность воплотить свои творческие идеи. Архитек-тор-рационалист, ведущий мастер «кирпичного стиля», он вновь отказался от штукатурной «косметики» и выявил красоту кирпичной облицовки, выразительность самих функциональных элементов — окон, эркеров, балконов. В угловом особняке (1890-1891) и стоящем рядом доходном доме (1897-1899) фасады почти сплошь выложены терракотовой плиткой и отделочным кирпичом. Элементы готической архитектуры вносят в облик зданий романтическую ноту, но она приглушена и подчинена функциональной целесообразности. Фасады особняка несимметричны, разные по размерам и формам окна свободно сгруппированы, что отвечает внутренней планировке. Живописный силуэт особняка составляют остроконечные щипцы, угловая башенка и вернувшиеся в петербургскую архитектуру после полуторавекового забвения мансарды. Своеобразными находками отмечен доходный дом. Семь «готических» эркеров треугольного сечения хорошо улавли-

Юго-западная часть храма Воскресения Христова вают с северной стороны лучи утреннего и вечернего солнца и направляют взгляды из комнат вдоль Мойки, на арку «Новой Голландии», закрывая прямой вид на стоявшую напротив тюрьму. На верхнем этаже устроены художественные мастерские с большими окнами. Подобный прием нередко используется в современном строительстве.

67. ДОХОДНЫЙ ДОМ Я.В. РАТЬКОВА-РОЖНОВА

Ул. Пестеля, 13-15

С 1870-х годов П. Ю. Сюзор одним из первых в Петербурге начал постоянно использовать новые приемы структурной организации многоэтажных доходных домов. Нижние этажи с торговыми и конторскими помещениями раскрывались большими витринами. Выше, где находились квартиры, выступали массивные эркеры высотой в два или несколько этажей. Они служили укрупненными масштабными элементами и объемными акцентами фасадов. Эркеры играли в композиции объединяющую роль, формировали крупный ритм застройки улиц, как ордер в эпоху классицизма. Их можно назвать «ордером» эклектики. Силуэты зданий оживляли фигурные фронтоны.

Все эти особенности характерны и для огромного доходного дома Я.В. Ратькова-Рожнова, возведенного Сюзором в 1898-1900 годах. Но здесь впервые в жилой застройке Петербурга введена гигантская арка, прорезающая фасад на высоту четырех этажей. (Этот прием Сюзор повторил в доме А.В. Ратькова-Рожнова на Кирочной улице, 32-34.) Таким оригинальным решением достигнут новый эффект взаимосвязи внутриквартального и уличного пространств. Сквозь арку неожиданно открывается выразительная перспектива главного двора глубиной около 100 метров, организованная четкими рядами эркеров. Желая подчеркнуть впечатление парадности, Сюзор поместил по сторонам арки обелиски, украшенные рельефами с арматурой. Этот мотив парижских ворот Сен-Дени столетием раньше появился на главном фасаде расположенного неподалеку Михайловского замка. Тема триумфальной арки возвышает архитектурный образ петербургского жилого дома.

Особняк В.А. Шретера

МОДЕРН 1900 — началом 1910-х голов

Около 1900 года, с некоторым запозданием, в Петербург пришел с Запада новый стиль— модерн. Сторонники его стремились преодолеть многовековое господство традиционных форм и создать современную архитектуру. Сначала наиболее сильным было влияние идей и творчества австрийского архитектора О. Вагнера. По мере становления петербургский модерн вбирал импульсы от английского коттеджного строительства, немецкого югендстиля, бельгийского и французского ар нуво. Структурные принципы нового стиля — единство свободного плана и разнообъемной композиции, взаимосвязь частей, словно вырастающих друг из друга, — реализовались полнее всего в строительстве особняков. Широкий спектр выразительных и декоративных приемов раннего модерна сконцентрирован в здании Витебского вокзала (С.А. Бржозовский, С.И. Минаш). Стадия зрелости стиля отмечена особняками, сооруженными в середине 1900-х годов Романом Федоровичем Мельцером (1860-1943), Александром Ивановичем фон Гогеном (1856-1914) и Владимиром Петровичем Апышковым (1871-1939).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒