Новый стиль в Петербурге в основном избежал вычурных крайностей, его отличала сдержанная элегантность. Эталоном можно считать произведения петербургского шведа Федора Ивановича Лидваля (1870-1945). Он положил начало «северному» модерну, сложившемуся под воздействием шведского и финского национального романтизма. К этому же региональному ответвлению примыкал Николай Васильевич Васильев (1875-1950-е 7), развивавший также протоконструктивистскую линию модерна, которая основывалась на выявлении каркасных конструкций.

Модерн внес пластическую экспрессию и напряженный динамизм в застройку Петербурга. Естественный камень, керамическая плитка и разнообразные по фактуре штукатурные поверхности обогатили архитектурную палитру города. Модерн прошел стремительную эволюцию от образной и декоративной усложненности к ясной рациональности, от увлечения текучими криволинейными формами — к геометризации и очищению структурных элементов. Но судьба «мимолетного стиля» оказалась драматичной. Вскоре наступило разочарование в художественных новациях, и уже к 1910 году модерн был оттеснен ретроспективным неоклассическим движением.

68. ОСОБНЯКИ НА КАМЕННОМ ОСТРОВЕ

Большая аллея; Полевая аллея

В живописном окружении парка, у берегов канала, расположена группа особняков, относящихся к неоромантической ветви стиля модерн. Дача Е.К. Гаусвальд (1898), построенная по проекту В.И. Шене и В.И. Чагина, — один из самых ранних образцов петербургского модерна. Здесь заметно влияние американских загородных домов. К основной деревянной части примыкают кирпичные объемы: кубический тамбур и цилиндрическая башня с коническим верхом. Контрастным сопоставлением простых геометрических тел достигнута выразительность и новизна композиции. Тот же прием сочетания тамбура и башни — куба, цилиндра и конуса — Шене обыграл в собственном особняке (1903-1904) на другой стороне канала. Четкие геометризован-ные формы и гладкие плоскости стен со свободно разбросанными окнами выдают воздействие вилл австрийского архитектора Й.-М. Ольбриха.

Вблизи, у самой кромки канала, находится особняк Э.Г. Фол-ленвейдера, сооруженный в 1904-1905 годах Р.Ф. Мельцером. Романтический образ здания вызывает ассоциации со старинными замками. Живописно-асимметричная композиция слагается из мощных крупных объемов, которые плавно перерастают друг в друга, что создает ощущение органического саморазвития структуры. Особняк наделен почти скульптурной экспрессией. Черты «северного» модерна сближают эту постройку с работами, финских архитекторов. К архаическим формам народного северного зодчества Мельцер обратился при строительстве собственного дома (1904—1906), расположенного несколько западнее. Это творческий манифест архитектора. Очевидно, его вдохновляли средневековые сооружения Норвегии, а также древнерусские терема. Но исторические прототипы получили оригинальное и заостренное преломление, на грани гротеска. Над основанием, сложенным из красного кирпича и белого известняка, вырастают бревенчатые срубы, завершенные высокой крутой кровлей. Наглядно выявлена выразительность самой конструкции. Контрастные сочетания разных материалов усиливают декоративное звучание каждого из них. Многократное повторение треугольных форм придает внутреннюю связность сложной структуре сооружения. А динамичные сдвиги объемов, резкая деформация и расчлененность частей кажутся предчувствием формотворческих экспериментов авангарда.

Дача Е.К. Гаусвальд

69. ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛИДВАЛЕЙ

Каменноостровский пр., 1-3; Малая Посадская ул., 5

Это первая значительная работа одного из лидеров петербургского модерна Ф.И. Лидваля. Дом сооружен в 1899-1904 годах на средства семьи Лидвалей, петербургских шведов, владевших крупным портновским предприятием. Большой участок неправильной конфигурации застраивался в четыре очереди, начиная от Малой Посадской улицы. Если осмотреть этот жилой комплекс по этапам строительства, то можно проследить, как шаг за шагом формировалась творческая индивидуальность архитектора и одновременно проходило зарождение «северного» модерна, родственного национальному романтизму Швеции и Финляндии.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒