Главное новшество в доме Лидвалей — открытый к проспекту парадный двор — курдонер, который создает активные взаимосвязи между уличным и внутриквартальным пространством. Правда, курдонеры появились в доходных домах Петербурга чуть ранее. Но Лидваль сформировал асимметричную, пластически богатую композицию. Корпуса отличаются свободной компоновкой, многообразием форм окон, здесь впервые в Петербурге появились шестиугольные проемы с трапециевидным верхом. Характерные особенности почерка Лидваля — графическая утонченность рисунка, сочетания каменной облицовки (талькохлоритовый сланец) и разнофактурной штукатурки. Этот тривиальный материал обрел в его руках новую жизнь. Интерес к миру северной природы отразился в рельефах с изображением лесных зверей и стилизованных растительных мотивах. В своем фамильном доме архитектор жил и работал до отъезда в Швецию в 1918 году. В его мастерской рождался целый мир образов петербургского модерна.

70. ТЕАТР И МАГАЗИН ТОВАРИЩЕСТВА «БРАТЬЯ ЕЛИСЕЕВЫ»

Невский пр., 56

Здание построено в 1902-1903 годах по проекту Г.В. Барановского для знаменитого виноторговца Г.Г. Елисеева. В вертикальном угловом объеме расположены друг над другом магазин и театр. Конструктивной основой служит протокаркасная структура: мощные пилоны и металлические балки. Боковой фасад прорезан высокими прямоугольными проемами, а главный почти полностью раскрыт гигантской аркой. Тема застекленной арки в массивном обрамлении была подсказана, очевидно, проектами

Доходный дом Лидвалей. Вид с Каменноостровского проспекта

О. Вагнера и торговым домом В.Ф. Аршинова в Москве архитектора Ф.О. Шехтеля). Сооружение явно претендовало на роль нового акцента Невского проспекта. Броские претенциозные формы раннего модерна агрессивно вторглись в классицистическое окружение. Ясно читаемая протокаркасная структура и огромные витражи контрастно сочетаются с гранитной облицовкой, традиционным рустом и аллегорическими скульптурными группами, символизирующими торговлю и промышленность, искусство и науку. Легкое металлическое кружево, женская маска и флоральный орнамент с их затейливыми криволинейными очертаниями выдержаны в духе ар нуво. Редким по сохранности интерьером модерна является торговый зал с полихромными мозаичными витражами, лепкой и осветительными приборами. В реконструированных зрелищных помещениях находится Театр комедии имени Н.П. Акимова.

71. ЗДАНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«ЗИНГЕР И К0»

Невский пр., 28

Построено в 1902-1904 годах для всемирно известной американской фирмы на престижном и приметном месте по типу конторских зданий США. Автор сооружения, мастер старой школы П.Ю. Сюзор, не порывая с рационалистической эклектикой, сделал решительный шаг к модерну и претворил заокеан-ские инженерные новации. Впервые в Петербурге здесь применен металлический каркас. Это позволило увеличить размеры окон, зрительно объединенных по вертикали, — как в контор-ских зданиях Америки. Каркасная конструкция предопределила четкую ритмичность и крупный масштаб композиции. Но несущий скелет утоплен в гранитной оболочке, обработанной привычной рустовкой. Скульптурное убранство выполнено А.Г. Адамсоном. Железостеклянная угловая башня, увенчанная глобусом, стала новым высотным акцентом в перспективе Невского проспекта. Она контрастирует с Казанским собором и перекликается с шатром храма Воскресения Христова. Черты модерна сильнее всего проявились в динамичной пространственной композиции вестибюля, лестницы и центрального зала-атриума (здесь помещался банк), а также в криволинейных узорах из кованой бронзы.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒