С 1919 года— Дом книги. К 300-летию города завершена реставрация фасадов и башни.

72.    ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ

Загородный пр., 52

Отсюда в 1837 году прошла первая в России железная дорога на Царское Село и Павловск. Существующий вокзал возведен в 1902-1904 годах С.А. Бржозовским, интерьеры созданы им совместно с С.И. Минашем. Это самое значительное общественное здание Петербурга в стиле модерн. Динамична композиция крупных объемов. Рисунок фасадов с классицистическими реминисценциями в деталях отмечен влиянием работ О. Вагнера 1890-х годов. Сложный ритм и разный масштаб элементов последовательно раскрывают внутреннюю структуру сооружения. Главному вестибюлю отвечает мощный ризалит, прорезанный гигантской аркой с витражом — эта фасадная композиция близка зданию товарищества «Братья Елисеевы». Из-за малой ширины участка асимметричный план сильно развит в глубину. Интерьеры пространственно взаимосвязаны, раскрыты друг в друга проемами во внутренних стенах. Здесь убедительно реализована тенденция модерна к взаимопроникновению, перетеканию пространств. Световой зал со стеклянными потолком и наружной стеной обеспечивает естественным светом помещения, расположенные в трех уровнях. Зал ожидания и ресторан соединяла открытая арка в прихотливо изогнутом обрамлении. Интерьеры вокзала составляют уникальный художественный ансамбль. Серия живописных панно создана В.И. Быстрениным и С.И. Дудиным, Н.С. Самокишем и Е.П. Самокиш-Судковской. Трехпролетное металлическое покрытие над платформами является крупнейшим в Петербурге примером «железной архитектуры». Рядом с главным зданием вокзала находится бывший Императорский павильон (1900-1901, С.А. Бржозовский).

73.    ОСОБНЯК М.Ф. КШЕСИНСКОЙ

Кронверкский пр., 1-3; ул. Куйбышева, 2-4

Особняк этот знаменит не только как архитектурный памятник. Он имеет примечательную и по-своему драматичную судьбу. Построил его в 1904-1906 годах придворный архитектор А.И. фон Гоген для блистательной прима-балерины Матильды Кшесинской, тесно связанной с императорской фамилией. Весной 1917 года революционно настроенные войска изгнали ее из собственного дома, который временно заняло руководство большевистской партии во главе с В.И. Лениным. В советское время здесь находился музей С.М. Кирова, затем — Музей революции, а ныне — Музей политической истории России.

Зал ожидания вокзала

Здание имеет сильно расчлененный асимметричный план. Динамичная разновысотная композиция со свободной ритмикой разных по размерам и конфигурации окон четко выражает индивидуальные особенности помещений. Одноэтажное крыло, заключающее в себе парадные анфилады, словно прорастает сквозь двухэтажную жилую часть. Главная анфилада включает соединенные широкими порталами вестибюль, аванзал, зал и зимний сад. Она представляет собой непрерывное, перетекающее, как бы пульсирующее пространство, которое раскрывается сквозь стеклянный фонарик и огромное тройное окно зимнего сада во внешнюю среду. Центральный зал (его автор А.И. Дмитриев) решен в формах неоклассицизма, что отвечало его репрезентативной функции. Во внешнем облике особняка фон Гоген применил излюбленный прием петербургского модерна — контрастное сочетание разных отделочных материалов: красного и серого гранита, светлого кирпича и майоликовой плитки. Функциональность и рационализм соединяются в композиции здания с чисто декоративными эффектами.

74. ОСОБНЯК С.Н. ЧАЕВА

Ул. Рентгена, 9

Построен в 1906-1907 годах В.П. Апышковым, теоретиком рациональной архитектуры, для инженера путей сообщения С.Н. Чаева. Некоторые черты здания — гамма облицовочных материалов (гранит, кирпич, майолика) и рисунок окон, приемы интеграции внутреннего пространства — определились под впечатлением от только что осуществленного особняка Кшесин-ской. Отличают постройку Апышкова компактность плана, четкость и лаконизм объемного решения. Исключительно оригинальна внутренняя организация особняка Чаева. Главная находка Апышкова — введение диагональной планировочной оси, на которую нанизаны три последовательно увеличивающихся цилиндрических объема. Два наружных цилиндра всечены в заглубленные углы; первый из них вмещает входной тамбур и лестницу, второй — зимний сад. Пространственным ядром служит внутренний цилиндр — холл, с которым связаны основные комнаты. Парадная лестница, выступающая из холла в зимний сад, неразрывно соединяет эти помещения, подчеркивая динамичную циркуляцию пространства. Снаружи зимний сад с его высокими окнами воспринимается как прозрачный цилиндр. Новаторские приемы Апышкова — сочленение двух цилиндров, врезка в угол


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒