Особняк С.Н. Чаева

Особняк С.Н. Чаева. Вид со двора

Торговый дом Гвардейского экономического общества

Фрагмент фасада

Торгового дома здания круглого стеклянного объема — заставляют вспомнить работы мастеров московского авангарда 1920-х годов — К.С. Мельникова и И.А. Голосова. В отделке и убранстве особняка переплелись декоративные формы собственно модерна и классицистические, античные мотивы.

Здание, занятое стоматологической поликлиникой, давно нуждается в ремонте.

75.    ТОРГОВЫЙ ДОМ ГВАРДЕЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Большая Конюшенная ул., 21

Крупнейший универсальный магазин Петербурга сооружен в 1908-1909 годах под руководством Э.Ф. Вирриха при участии С.С. Кричинского, Н.В. Васильева, И.В. Падлевского и Б.Я. Боткина. Малый зал пристроен в 1912-1913 годах И.Л. Балбашевским. Впервые в гражданском строительстве России здесь был применен в столь широких масштабах монолитный железобетонный каркас. Постройку вела немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг». Фундамент сделан в виде сплошной плиты, с ней жестко соединены столбы, балки и перекрытия. Два просторных торговых зала решены в виде атриумов, опоясанных многоярусными галереями и перекрытых стеклянным потолком. Каркасная конструкция решительно выведена на фасады с высокими и широкими витринами. Здесь зрелый рационалистический модерн выступает явным провозвестником конструктивизма 1920-х годов. В верхних этажах, где находились помещения администрации и мастерские, введены стилизованные классицистические элементы — пилястры, рельефы (керамика мастерской П.К. Ваулина). Это дань нарождавшейся неоклассике, причем трактовка ордерных форм кажется предвосхищением приемов ар деко.

С 1935 года универмаг носит название «Дом ленинградской торговли» (ДЛТ).

76.    НОВЫЙ ПАССАЖ

Литейный пр., 57

Это здание, сооруженное в 1912-1913 годах Н.В. Васильевым, можно считать итогом рационалистических устремлений петербургского модерна. Монолитный железобетонный каркас выявлен в композиции с бескомпромиссной последовательностью и кристальной чистотой. Два яруса торговых помещений почти

Новый Пассаж сплошь остеклены, между витринами остались только узкие столбы-простенки. Равномерным шагом опор обусловлена повторяемость стандартных элементов фасада. Но Васильев стремился преодолеть диктат техники и конструкции, избежать впечатления монотонности. Он ввел мощные пластические акценты — два высоких портала с глубокими арками. Горизонтальная растянутость здания нейтрализована также ритмом вертикальных опор, зрительно усиленных гранитной облицовкой. Фактура грубо околотых блоков серого гранита составляет резкий контраст стеклянным плоскостям. В этом новаторском сооружении выступают на первый план черты протоконструктивизма. Однако они обогащены пластикой гигантских порталов и мощной каменной облицовки, что сближает здание с неоромантическим «северным» модерном.

77. МЕЧЕТЬ

Кронверкский пр., 7

Архитектурный образ петербургской мечети полон и восточной экзотики, и суровой северной монументальности. Приемы «северного» модерна и традиционной среднеазиатской архитектуры соединяются здесь в напряженных контрастах, что придает сооружению особую экспресссию и остроту. В смелом сочетании разнородных черт проявилось неординарное дарование Н.В. Васильева, главного автора проекта мечети. В ее создании участвовали также

С.С. Кричинский и А.И. фон Гоген. Строительство велось с 1909 по 1913 год, но отделочные работы продолжались еще семь лет.

Основной массив здания выглядит как цельный прямоугольный блок, но это иллюзорное впечатление достигнуто благодаря ложным стенам — аттикам. Здесь отразилась тяга зрелого модерна к обобщенным геометризованным формам. Облицовка большими плитами темно-серого гранита грубой фактуры придает зданию повышенную монументальность и подчеркивает его северный колорит. Характерный силуэт мечети определяют высокий купол, покрытый полихромной керамикой, и тонкие стройные минареты. Тема ребристого купола заимствована от знаменитого памятника XV века — мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. По среднеазиатским образцам выполнено керамическое убранство купола и порталов (мастерская П.К. Ваулина). Внутреннее пространство зала с четырьмя столбами и арками на колоннах характерно чистотой структурных форм. Светлый и спокойный облик интерьера настраивает на сосредоточенную молитву.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒