НЕОКЛАССИЦИЗМ 1900—1910-е годы

В начале 1900-х годов художники и архитекторы впервые после долгого забвения открыли для себя неповторимую красоту старого классицистического Петербурга. Это «открытие» послужило сильнейшим толчком к развитию неоклассицизма. Несмотря на близкие параллели в европейской архитектуре, явление это было специфически петербургским, опиравшимся на собственные традиции «золотого века» в зодчестве невской столицы. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским ренессансом. В отличие от национального возрождения («русского стиля») XIX века, новое ретроспективное движение вовсе не претендовало на самобытность, исключительность, а, напротив, олицетворяло историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

200-летний юбилей северной столицы пробудил повышенный интерес к петровской эпохе, что отразилось в программном образце необарокко — Училищном доме, возведенном Александром Ивановичем Дмитриевым (1878-1959). Неоклассика ориентировалась, прежде всего, на отечественное зодчество конца XVIII — начала XIX века. Лучшие ее произведения принадлежат Ивану Александровичу Фомину (1872-1936). Затем сторонники ретроспективного пути стали все чаще обращаться к «первоисточникам» русского классицизма — итальянскому ренессансу, палладианству. Неоренессансное направление представляли Владимир Алексеевич Щуко (1878-1939), Мариан Марианович Перетяткович (1872-1916), Мариан Станиславович Лялевич (1876-1944), Андрей Евгеньевич Белогруд (1875-1933).

В идеале ретроспективисты стремились в полному воссозданию исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, сочетались с современными планировочными и структурными решениями, приобретали явный оттенок модернизации. Одним из первых на путь модернизованной неоклассики вступил Ф.И. Лидваль. По проекту немецкого архитектора Петера Беренса было возведено здание Германского посольства, в котором дана оригинальная трансформация ордерных форм.

Неоклассика начала XX века ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших ретроспективную окраску. Осуществлению их помешали Первая мировая война и революционные потрясения.

78.    УЧИЛИЩНЫЙ ДОМ

ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Петроградская наб., 2

В память 200-летия Петербурга городские власти решили построить в старейшей части города крупное школьное здание и назвать его именем Петра Великого. Этим объясняется обращение автора проекта А. И. Дмитриева к петербургской архитектуре первой половины XVIII века. Строительство осуществлено в 1909-1911 годах. Яркая окраска, высокая кровля и тонкий шпиль, широкие окна с частыми переплетами, формы пилястр и наличников, волют и фронтонов — все это вызывает ассоциации с сооружениями петровской эпохи. Трехчетвертные колонны и некоторые другие детали напоминают о зрелом растреллиевском стиле. Дмитриев создал обобщенный архитектурный образ в духе петербургского барокко. В характере заданного исторического стиля выдержаны и пластическое убранство фасадов, выполненное по эскизам А.Н. Бенуа скульптором В.В. Кузнецовым, и отделка парадных интерьеров. Но ретроспективная стилистика не скрывает асимметричную про-странственно-планировочную структуру, разработанную по принципу функционального зонирования. План здания асимметричен. Разные по назначению части — начальные школы, ремесленное училище, актовый зал, жилой флигель — выделены в самостоятельные корпуса. Как в плане, так и в разнообъемной композиции здания с ее синкопирующей ритмикой проступают формообразующие начала модерна.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒