Ныне — Нахимовское военно-морское училище.

79.    АЗОВСКО-ДОНСКОЙ БАНК

Большая Морская ул., 3-5

Поворот Ф. И. Лидваля от «северного» модерна к модернизации классики был во многом связан со строительством банков. Здание Азовско-Донского банка было осуществлено в два приема: в 1907—1909 годах сооружена левая часть с четырехколонным портиком и фронтоном, в 1912-1913 годах — правая с рядом пилястр. Серый гранит подчеркивает значительность фасада, а изысканная разнофактурная обработка полнее выявляет природную красоту камня. Классицистические формы, восходящие к русскому ампиру, отвечают местоположению банка рядом с Главным штабом К.И. Росси. Но прочтение их произвольно: фоном портику служит не стена, а стеклянная плоскость, фронтон отнесен от

Училищный дом имени Петра Великого

Фрагмент главного фасада Училищного дома антаблемента, цоколь и скульптурный фриз разорваны впадинами и окнами. Эти тектонические смещения, общая асимметрия, любовь к граниту вытекают из принципов модерна. Тяжеловесный архаичный фриз работы скульптора В.В. Кузнецова проникнут духом античности и спаян с массой стены. Монументальный экран фасада скрывает операционный зал, занимающий почти полностью нижнюю часть здания. В решении зала со свойственной Лидвалю элегантностью воплощена модернистская эстетика каркасной структуры и единого перетекающего пространства.

Ныне здание принадлежит ОАО Междугородный международный телефон.

80. ДОХОДНЫЙ ДОМ М.П. ТОЛСТОГО

Наб. р. Фонтанки, 54 — ул. Рубинштейна, 15-17

Огромный дом графа М.П. Толстого возведен в 1910-1912 годах Ф.И. Лидвалем. Основное внимание архитектор уделил эстетической организации внутриквартальной территории. Три просторных двора уютны и представительны, именно они составляют самую важную часть здания. Между собой, а также с улицей и набережной дворы связаны высокими аркадами, которые создают впечатление плавного перетекания пространств и вносят оттенок парадности в обыденную жилую среду. Многократно повторенная тема тройной арки восходит к итальянскому ренессансу. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом. Поэтому аркады не образуют сквозной перспективы, а открываются по мере движения одна за другой, что порождает почти театральный эффект. Стилистику дома Толстого можно определить как модернизованный неоренессанс (здесь встречаются и мотивы классицизма и детали в духе барокко). Лидваль вольно перефразировал приемы исторических стилей и ввел их в новый контекст, не порывая с принципами модерна.

81. ДОХОДНЫЕ ДОМА К.В. МАРКОВА

Каменноостровский пр., 63, 65

Строительство начал сам домовладелец, военный инженер К.В. Марков, а завершил архитектор В.А. Щуко, создавший две разные версии неоренессансных композиций для многоэтажных

Азовско-Донской банк жилых зданий. Фасад дома 63 (1908-1910) с пилястрами ионического ордера и оригинальными арочными лоджиями на углу ризалита отличается утонченным изяществом. В доме 65 (1910-1911) впервые для этого вида зданий применен колоссальный ордер по типу городских палаццо А. Палладио. Массивные полуколонны композитного ордера охватывают четыре этажа и несут тяжелый раскрепованный антаблемент. Это придает фасаду гипермонументальность, преувеличенный масштаб. Щуко нашел впечатляющий образ «петербургского палаццо», в котором функциональная правда отступает перед внешней импозантностью. Трехгранные стеклянные эркеры (излюбленный элемент стиля модерн) зажаты между мощными фустами полуколонн. Оба здания оказали заметное воздействие и на современников, и на советскую архитектуру 1930-1950-х годов. Дом 65 послужил ориентиром для знаменитого «Дома на Моховой» в Москве (1934, И.В. Жолтовский), который стал ключевым произведением ретроспективизма сталинского периода.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒