82. ДОМ М.И. ВАВЕЛЬБЕРГА

И ТОРГОВЫЙ БАНК

Невский пр., 7-9

Петербуржцы называли это здание Дворцом дожей на Невском. Действительно, его главный фасад с двухъярусной аркадой внизу отдаленно походит на знаменитое палаццо правителей Венеции. Еще сильнее и отчетливее звучат в облике здания мотивы итальянского ренессанса. В разных его частях можно уловить перепевы композиционных приемов банка Св. Духа в Риме, палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции и других известных образцов. Строитель дома купца М.И. Вавельберга (1911-1912) М.М. Пере-тяткович отдал дань восхищения архитектуре Италии, которая являлась источником вдохновения для многих петербургских архитекторов тех лет. Используя набор цитат, он создал все же целостную и законченную композицию. Фасады на всю высоту облицованы темно-серым гранитом. Великолепно обыграна фактура камня, мастерски прорисованы детали. Разнообразием и отточенностью форм отличаются многочисленные рельефы, выполненные скульпторами Л.А. Дитрихом и В.В. Козловым. Здание имело комплексное назначение: в нем размещались Торговый банк (председателем его был М.И. Вавельберг), магазины и конторы. Теперь в помещениях банка находится Центральное агентство воздушных сообщений.

Дом М.И. Вавельберга и Торговый банк

83.    ТОРГОВЫЙ ДОМ Ф.Л. МЕРТЕНСА

Невский пр., 21

Построен в 1911-1912 годах по проекту М.С. Лялевича для магазина фирмы мехов и меховых изделий Ф.Л. Мертенса. Формообразующей основой служит скелетная конструкция из монолитного железобетона: сплошная балка фундамента и четыре столба с арочными перемычками. Применение каркаса позволило раскрыть фасадную стену тремя гигантскими остекленными арками-витри-нами. Однако новаторская конструкция облачена в традиционные классицистические одежды. Узкие простенки-пилоны декорированы трехчетвертными колоннами палладианского ордера. Они маскируют чистоту каркасной структуры, но вместе с тем активизируют ее композиционную роль и сообщают фасаду монументальную репрезентативность. Верхняя его часть включает скульптурный декор работы В. В. Кузнецова. Вероятно, одними из прототипов здания явились магазины в Берлине, сооруженные на рубеже XIX-XX веков архитектором О. Ритом. Но одновременно источниками послужили и трехарочные композиции итальянского ренессанса. Мотив трех арок варьируется во многих петербургских постройках Лялевича.

В 2000 году Модный дом «Невский проспект» вернул свое историческое название «Дом Мертенса».

84.    ДВОРЕЦ А.А. ПОЛОВЦОВА

Наб. Средней Невки, 6

Возведенный в 1911-1913 годах И.А. Фоминым, знатоком и апологетом русского классицизма, дворец этот знаменует вершину петербургского ретроспективного движения начала XX века. Величественное строго симметричное здание с широким курдоне-ром, портиком и колоннадами ионического ордера следует типу больших усадебных домов эпохи классицизма. От дворца Разумовского в Москве (рубеж XVIII-XIXbb.) взята схема центрального портика с четырьмя парами колонн впереди и глубокой экседрой под фронтоном в глубине. Фомин умножил число колонн, довел тему портика до гиперболы. Центральная анфилада ориентирована, по примеру Таврического дворца, перпендикулярно основному фасаду. Фомин стремился достичь композиционно-сти-левого единства всего сооружения, включая его интерьеры. Дворец Половцова порождает почти полную иллюзию старины. Однако экспансивное разрастание колоннад вносит оттенок патетической театральности, а налет стилизации выдает принадлежность здания своему времени.

Дворец А.А. Половцова. Центральная часть

85.    ГЕРМАНСКОЕ ПОСОЛЬСТВО


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒