И.А. Фомин. Проект главной площади «Нового Петербурга». 1912

АВАНГАРД 1920— начало 1930-х годов

Революционный 1917-й год, проложивший глубокий драматический рубеж в судьбах города и всей страны, не прервал единого цикла неоклассики. Большинство архитекторов Петрограда-Ле-нинграда во главе с И.А. Фоминым и Л.А. Ильиным по-прежне-му отстаивало идею преемственной эволюции с опорой на классицистические традиции. Поздняя фаза неоклассицизма совпала с форсированным становлением архитектурного авангарда. Главным центром новаторских исканий стала Москва. В Петрограде художник К.С. Малевич претворял разработанную им систему супрематизма, основанную на абстрактных геометрических формах, в сферу архитектуры. Несколько лет здесь работал предтеча конструктивизма В.Е. Татлин, создавший проект Башни III Интернационала — один из символов архитектуры XX века. Конструктивистский метод исходил из функциональной логики и выражался в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекленения.

Лидер новаторского крыла ленинградской архитектурной школы Александр Сергеевич Никольский (1884-1953) сочетал принципы супрематизма и установки конструктивизма. В его творчестве неразрывно взаимосвязаны функциональное и формальное начала. По выразительности и остроте композиции, новизне фун-кционально-пространственных решений проекты Никольского стоят в ряду лучших произведений русского авангарда. К сожалению, до нас дошли далеко не все его постройки, и те — не в лучшем состоянии. Видными представителями конструктивистского направления стали Александр Иванович Гегелло (1891-1965) и Григорий Александрович Симонов (1893-1974).

Общий поворот к новым течениям произошел после 1925 года. Ленинградский конструктивизм в целом отличался от ортодоксального функционального метода повышенным вниманием к художественной форме, использованием приемов экспрессионизма или супрематизма, классицистическими реминисценциями. Образцом синтеза функционализма и экспрессионизма послужила фабрика «Красное Знамя», сооруженная в Ленинграде по проекту выдающегося немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Самой яркой фигурой завершающего этапа конструктивизма был Ной Абрамович Троцкий (1895-1940). Его монументальные, полные динамики сооружения отмечены мощным воздействием экспрессионизма. Ряд интересных построек создали Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, Я.Г. Чернихов, А.К. Барутчев и другие архитекторы.

88. ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС НА ТРАКТОРНОЙ УЛИЦЕ

Один из первых в Ленинграде жилых массивов для рабочих был сформирован на Тракторной улице в 1925-1927 годах по проекту А.И. Гегелло, А.С. Никольского и Г.А. Симонова. Он состоит из 16 трех- и четырехэтажных домов. Архитекторы отказались от традиционной для Петербурга сплошной застройки с тесными изолированными дворами. Корпуса поставлены с промежутками, улица и обширные внутриквартальные пространства озеленены. Комплекс сомасштабен человеку, полон света и простора. Компактные квартиры в две-четыре комнаты предназначались для одной или двух семей. В стилистике зданий отразилось движение к конструктивизму при сохранении связей с упрощенной модернизированной неоклассикой. Оригинальны легкие арки и динамичные полуарки между домами. Тяга к динамике проявилась в компоновке пластичных выступов лестниц, уступчатом расширении улицы у выхода к проспекту Стачек, несимметричной застройке двух ее сторон.

Перспективу Тракторной улицы выразительно завершает здание школы имени 10-летия Октября, сооруженное А.С. Никольским одновременно с жилым массивом на другой стороне проспекта Стачек. Это самый ранний в городе памятник конструктивизма. Композиционный стержень здания — башня с куполом обсерватории, к ней примыкают разные по высоте дугообразные и прямоугольные звенья, каждое из которых имело свое назначение. Сильный пластический акцент вносит цилиндрический объем, врезанный в угол башни. Принцип функционального зонирования подчинен здесь революционной символике: план здания схематично воспроизводит серп и молот. Контрастное сопоставление крупных лаконичных объемов, активная силуэтность и весомая пластика масс отмечены печатью влияния экспрессионизма.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒