89. АНСАМБЛЬ ПЛОЩАДИ СТАЧЕК

Конструктивистский ансамбль площади создан в ходе кардинальной реконструкции рабочей окраины. В 1925-1927 годах

А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевским возведен Дворец культуры имени А.М. Горького. Архитекторы использовали идею конкурсного проекта А.И. Дмитриева, предложившего компактную структуру со зрительным залом в форме сектора и дугообразным фойе, раскрытым высокими окнами в центре фасада. По бокам распо-

Полуарка между домами на Тракторной улице

Школа имени 10-летия Октября

Дом технической учебы

А.И. Дмитриев. Проект Дома культуры Московско-Нарвского района. 1925

Дворец культуры имени А.М. Горького ложены группы помещений для клубной работы. Внешнему облику здания свойственны монументальная сила, суровая простота, четкий геометризм. Это сооружение стоит на пороге конструктивизма, но в нем ощутимы и черты экспрессионизма, и классицистические приемы. Новизной отличалась структура зрительного зала с амфитеатром и балконом. Рядом с Дворцом культуры Гегелло и Кричевский построили в 1932 году Дом технической учебы. К площади обращен его закругленный торец, поднятый на бетонные столбы; ступенями расположенные окна отвечают аудиториям-амфитеатрам. Здесь еще раз дала о себе знать тяга ленинградского конструктивизма к криволинейным формам.

Напротив находится крупное полифункциональное сооружение нового типа: универсальный магазин и фабрика-кухня (1929-1931, А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон и Я.О. Рубанчик). Этот «гигант общественного питания» предназначался для обслуживания предприятий и населения юго-западной части города. Здание, возведенное на основе железобетонного каркаса, представляет один из лучших, наиболее законченных образцов ленинградского конструктивизма. Прямоугольные и округлые объемы динамично сдвинуты, всечены друг в друга. Выразительны и разнообразны типы остекления: длинные ленточные окна, граненые эркеры, гигантские вертикальные витражи.

90. ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ»

Пионерская ул., 57

В 1925 году Ленинградский трест текстильного производства заказал крупному немецкому архитектору Э. Мендельсону проект нового комплекса фабрики «Красное Знамя». Весной 1926 года один из вариантов был утвержден, и началось строительство. Пластически экспрессивная силовая станция, поставленная на углу квартала, с нависающим закругленным объемом водонапорной башни внесла резкий динамизм в пространственную организацию предприятия. Она с убедительной силой выразила постулат архитектора «функция плюс динамика». Три цеха внутри двора проектировались с высокими надстройками вентиляционных шахт. Здесь Мендельсон варьировал прием, примененный им ранее в цехах шляпной фабрики в Люккенвальде. Обступающие квартал четырехэтажные корпуса построены в жестких функционалистских формах на основе железобетонного каркаса с горизонтальными полосами остекления.

Универмаг и фабрика-кухня

Проект Мендельсона встретил немало противников в среде ленинградских архитекторов, недовольных новаторской остротой проекта, а также тем, что заказ получил иностранец. В ходе строительства, осуществленного с 1926 по 1937 год, авторский замысел был сильно искажен и упрощен. Лишь силовая станция (1926-1928) точно воплощает оригинальный проект. Мендельсон сравнивал ее с «кораблем, влекущим за собой все производство». Именно это сооружение, в котором наиболее сильны черты экспрессионизма, оказало заметное влияние на новую ленинградскую архитектуру, особенно на творчество Н.А. Троцкого.

91.    ДОМ-КОММУНА ОБЩЕСТВА

ПОЛИТКАТОРЖАН

Троицкая пл., 1

Построен в 1929-1933 годах по проекту Г.А. Симонова, П.В. Абросимова и А.Ф. Хрякова на старейшей площади города у берега Невы. Предназначался для почетного контингента жильцов — семей бывших политических узников царизма. Поэтому здесь была предпринята попытка устроить образцовый дом-коммуну с обобществленным бытовым обслуживанием и культурными учреждениями. (Утопическая идея жилой коммуны была в те годы чрезвычайно популярной.) Здание состоит из трех корпусов, в двух из них квартиры связаны сквозными галереями. В нижних этажах размещались столовая, прачечная, детский сад, магазин, клуб со зрительным залом и даже историко-революционный музей. Однако по трагической иронии судьбы многие политкаторжане вскоре стали жертвами сталинских репрессий. Оставшиеся жильцы постепенно вернулись к семейному обиходу, что привело к атрофии общественной зоны. С архитектурной точки зрения здание принадлежит к лучшим примерам жилой архитектуры конструктивизма. Главный корпус как бы составлен из двух всеченных друг в друга пластин со скругленным торцом. Напряженная динамика и выразительная пластика форм сообщают зданию экспрессионистский оттенок. Широкая терраса, стеклянная стена нижнего этажа и многочисленные балконы подчеркивают раскрытость дома к пространству площади, к невской акватории.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒