A.А.    Оль, А.И. Гегелло, Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, С.Б. Сперанский,

B.А.    Каменский. Наследие неоклассики середины века, еще недавно отвергавшееся, сегодня предстает ярким и своеобразным периодом истории архитектуры нашего города.

Правительственные постановления середины 1950-х годов резко переориентировали советскую архитектуру на путь рациональности, экономичности и индустриализации. Все элементы художественного оформления отменялись как «излишества». На первых порах возродилась предельно схематичная модернизированная классика. Затем, с 1960-х годов, стали постоянно варьироваться приемы, заимствованные от советского авангарда и от современной зарубежной архитектуры. Неоконструктивизм распространялся под лозунгом «Вперед, к двадцатым годам!», то есть от традиционализма к новому языку. Однако интенсивное строительство, которое велось, как правило, по типовым проектам и под дикта том примитивной технологии, привело к бесконечному тиражированию упрощенных приемов и геометрическому аскетизму форм. Лишь с 1970-х годов утилитарный метод обогатился поисками структурной и пластической выразительности. Возросла роль художественно-образного начала. Принципы функциональной архитектуры получили творческое развитие в произведениях С.И. Евдокимова, С.Б. Сперанского, А.В. Жука. В.А. Сохина и ряда других мастеров.

Петербургская архитектура последних десятилетий влилась в общее движение постмодернизма. Творческая палитра включает широкий спектр разнообразных решений: от преображенного функционализма до исторических знаков и символов. Все отчетливее проявляется ориентация на традиционный петербургский контекст. Сейчас, на рубеже тысячелетий, в городе работает целая плеяда неординарных архитекторов, ищущих пути индивидуальности и многообразия в сложном переплетении острой новизны и преемственности, в свободном диалоге разных стилевых черт.

94. ДОМ СОВЕТОВ

Московский пр., 212

Это гипермонументальное здание — апогей предвоенной архитектуры Ленинграда. Оно возведено в 1936-1941 годах по проекту Н.А. Троцкого, победившего на представительном конкурсе проектов. Дом Советов должен был стать главным сооружением нового центра города. Перед зданием планировалась гигантская площадь для митингов и демонстраций. Этот крупнейший и наиболее репрезентативный памятник модернизированной неоклассики отличают геометрическая четкость композиции, гипертрофированный масштаб, сильная пластика форм. Мощь и единство фасадов подчеркивает колоссальный ордер: колонны и пилястры упрощенного рисунка. Трактовка ордера восходит к работам П. Беренса, в частности, к его зданию Германского посольства. Грандиозный скульптурный фриз работы Н. В. Томского посвящен успехам социалистического строительства. Внутренним железобетонным каркасом определен единый модуль планировки здания. Залу заседаний в виде амфитеатра на 3000 мест отвечает полукруглый корпус, обращенный на меньшую арьер-площадь.

Нежизненная идея переноса центра города на южную окраину вскоре была отвергнута, а Дом Советов передали закрытым учреждениям военно-промышленного комплекса. В 1970 году на площади установлен памятник В.И. Ленину (скульптор М.К. Аникушин, архитектор В.А. Каменский).

95.    СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА

ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ

Строительство метро в Ленинграде началось незадолго до Великой Отечественной войны, но было прервано. Первая трасса открылась только в 1955 году. Она прошла от Невского проспекта (площади Восстания) до юго-западной окраины (Автово). Из-за того что верхние слои грунта на территории города непрочны и насыщены водой, путевые тоннели проложены на очень большой глубине, в толще кембрийских глин.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒