Все восемь станций первой очереди выдержаны в парадномонументальных формах неоклассической архитектуры. Внутренние помещения трактованы как «подземные дворцы». Они облицованы разными сортами мрамора и гранита, важную роль играет монументальная живопись и скульптура. Торжественный образный строй сооружений отражал героику победы в Великой Отечественной войне, пафос мирного труда советского народа. Павильон головной станции «Площадь Восстания» (В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлев, И.И. Фомин) решен в виде широкой двухъярусной ротонды с легким шпилем. Станция «Кировский завод» (А.К. Андреев) представляет собой подобие древнегреческого периптера с 44 колоннами. Дорический ордер подчеркивает монументальность станций «Технологический институт» (А.К. Андреев, А.М. Соколов), «Балтийская» (М.К. Бенуа), «Автово» (Е.А. Левинсон и А.А. Грушке). Более сдержан внешний облик станций «Владимирская», «Пушкинская» и «Нарвская». Группа сооружений метро 1955 года знаменует последнюю фазу «сталинского ампира». Открытие их совпало с выходом постановления об устранении «излишеств» в архитектуре.

96.    ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ

Пл. Ленина, 5

Здание Финляндского вокзала (1955-1960, П.А. Ашастин, Н.В. Баранов, Я.Н. Лукин, инженер И.А. Рыбин) замкнуло пространство площади Ленина, которая в послевоенные годы была, по петербургской традиции, широко раскрыта к Неве. Неоклассический ансамбль площади создавался под руководством главного архитектора Ленинграда Н.В. Баранова. Новый вокзал был сооружен уже после отмены «излишеств» в архитектуре. В основу его композиции положена упрощенная и очищенная ордерная схема: ровный шаг пилонов, слитых в единую гладкую плоскость с «антаблементом». Просветы между пилонами за-

Станция «Кировский завод»

Финляндский вокзал стеклены. Растянутому по горизонтали четкому прямоугольнику фасада присущи ясность и цельность, лаконизм и монументальность. Такая композиционная схема явилась возвратом к модернизированной неоклассике 1930-х годов (в частности, итальянской) и затем получила распространение в советской архитектуре 1960-1970-х годов. Отличительная примета вокзала — часовая башня с тонким шпилем-иглой. Выполненная из современных материалов (объем башни — стеклянный, шпиль из нержавеющей стали), она подхватывает традиционный петербургский мотив и входит в систему вертикалей невской акватории.

97. АНСАМБЛЬ ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ

Эта площадь в конце Московского проспекта находится недалеко от тех мест, где в период блокады проходил передний край обороны. В 1974-1975 годах здесь воздвигли Монумент памяти героических защитников города в 1941-1944 годах. Его авторы — скульптор М.К. Аникушин, архитекторы В.А. Каменский и С.Б. Сперанский. Стержнем композиции служит 48-метровый обелиск, поставленный по оси проспекта. Скульптурные группы изображают воинов и тружеников осажденного города. В этих символических образах звучит скорбная и героическая мелодия. Бетонное разорванное кольцо, образующее как бы зал под открытым небом, символизирует кольцо блокады и его прорыв. В 1978 году открыт подземный памятный зал с музейной экспозицией. Мозаичные панно зала выполнены художниками Н.П. Фоминым,

С.Н. Репиным и И.Г. Ураловым.

Монумент, расположенный посередине оживленной транспортной площади, неразрывно связан с напряженным пульсом жизни современного города. Площадь Победы — это парадные южные ворота Петербурга. Планировка и застройка ее спроектирована под руководством С.Б. Сперанского. Въезд на Московский проспект фланкируют, как пропилеи, 22-этажные жилые дома-башни, сооруженные из монолитного железобетона (1973-1975). На западной и восточной сторонах площади в начале 1980-х годов построены гостиница «Пулковская» и научный институт, сходные по композиции фасадов, объединенных четким ритмом пилонов. Все эти здания служат фоном идейному ядру ансамбля — памятнику блокады и Победы.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒