XX века, в период модерна, широко применялись гранит и таль-кохлорит, а также керамика.

Интенсивность строительства все возрастала. Многоэтажные жилые дома, общественные и коммерческие здания поглощали застройку классицистической эпохи. Во второй половине XIX — начале XX века окончательно сложился облик подавляющего большинства улиц и кварталов. Строительный бум рубежа веков полностью преобразил Петроградскую сторону. Это время характерно экспансивным ростом новых жилых районов на окраинах и в предместьях, разработкой масштабных градостроительных предложений. Самое значительное из них — Проект «преобразования Петербурга» Ф.Е. Енакиева и JI.H. Бенуа (1910) — не было реализовано. Не удалось завершить город-сад для рабочих (Царский городок) на южной окраине. Грандиозный замысел «Нового Петербурга» на острове Голодай у Финского залива, разработанный И.А. Фоминым и Ф.И. Лидвалем, лишь начал воплощаться. Дальнейшему помешали Первая мировая война и революционные потрясения.

Послереволюционная разруха затормозила развитие города, потерявшего в 1918 году статус столицы и названного в 1924 году именем Ленина — Ленинград. В первые советские годы градостроительным проектированием руководили И.А. Фомин и Л.А. Ильин — приверженцы старого Петербурга, опиравшиеся на традиции классицизма. Новое строительство велось с 1925 года на окраинах и почти не затронуло исторический центр. Дореволюционный Петербург был как бы законсервирован. Все это содействовало его сохранению. Наибольший ущерб нанесли сносы множества храмов, что сильно обеднило силуэт города. В конце 1920-х — 1930-х годах на периферии вырос целый ряд жилых массивов и общественных зданий. Среда новых районов резко отличалась от исторического центра. Вместо замкнутых плотных кварталов формировались разомкнутые озелененные пространства. Дома ставились с промежутками вдоль улиц или перпендикулярно им (линейная и строчная застройка).

В 1935-1936 годах под руководством JI.A. Ильина и В.А. Витмана был разработан генеральный план развития Ленинграда. Историческая часть оставалась почти неизменной. Новый город должен был расти в южном направлении, на неза-топляемых наводнениями территориях. Здесь получила продолжение радиально-дуговая система, в которой учитывались уже существовавшие трассы улиц и путей. Стержнем ее, главной парадной магистралью становился Московский проспект. На его пересечении с центральной дуговой магистралью намечался общегородской центр социалистического Ленинграда с Домом советов (Н.А. Троцкий) и гигантской площадью перед ним, предназначавшейся для парадов и митингов.

Активное строительство новых районов было прервано Великой Отечественной войной. 900-дневная блокада принесла Ленинграду неисчислимые жертвы и чудовищные разрушения. Сразу после ее снятия начались восстановительные и реставрационные работы в городе и пригородах. В центре города получила архитектурное завершение его старейшая площадь — Троицкая, была создана площадь Ленина перед Финляндским вокзалом, также открытая к Неве.

После войны генеральный план Ленинграда был откорректирован Н.В. Барановым и А.И. Наумовым. Город стал более компактным, намечалось его концентрическое развитие во всех направлениях, но с некоторым акцентом на юг. Роль общегородского центра сохранялась за историческим ядром. С 1950-х годов в новых районах развернулось массовое лсилищное строительство. Дома обычно в 5, 7, 9 и 12 этажей сооружались по типовым проектам с использованием стандартных элементов, изготовленных на специальных предприятиях. Кварталы формировались из отдельно стоящих, иногда блокируемых друг с другом корпусов. Интенсивная типовая застройка обширных территорий решала важнейшую социальную проблему — обеспечения горожан отдельными квартирами. Однако в архитектурном отношении она породила бесконечно однообразные, обезличенные спальные районы, противостоящие исторической части города. Среди значительных ансамблей, созданных в 1960-1970-х годах выделяется по идейному звучанию площадь Победы в конце Московского проспекта, при въезде в город с юга.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒