С 1966 года город развивался на основе генерального плана, составленного под руководством В.А. Каменского и А.И. Наумова. Одна из главных его идей — выход к Финскому заливу: освоение низменных приморских территорий и создание общегород-

Панорама западной части Васильевского острова ского «морского фасада». Центральным звеном его является западная часть Васильевского острова. Замысел этот во многом уже осуществлен. Но сформирован «морской фасад» преимущественно однообразными жилыми массивами. Поэтому он несопоставим с речными панорамами старого города. В нашем восприятии Петербург предстает и запечатлевается прежде всего величаво монументальными ансамблями, окружающими широкий простор Невы.

МОСТЫ И НАБЕРЕЖНЫЕ

Петербург часто называют Северной Венецией. Этот самый распространенный псевдоним города символизирует редкое богатство и разнообразие его водной среды. Царственно величавая Нева и ее широкие рукава, живописные малые реки и каналы разделяют территорию города на множество островов. Сто лет назад разветвленная дельта Невы состояла из 63 водных протоков, омывавших 101 остров. Впоследствии число их значительно уменьшилось, и современный Петербург (без пригородов) лежит на 44 островах.

Северная Венеция — своеобразный музей мостов. Без них невозможно представить архитектурные пейзажи города. Всего в нем насчитывается более 300 мостов, а с пригородами — более полуты-сячи. Разные по размерам, типам конструкций и использованным материалам, по художественно-стилевым решениям, они связаны со всеми этапами истории Петербурга. Строгую законченность и монументальность придают водным панорамам гранитные обрамления рек и каналов. Это — одно из чудес Петербурга, подобных нет в мире. Закованные в камень берега как бы превратили сами реки в архитектурные сооружения. Общая протяженность гранитных набережных сегодня превышает 80 километров. Именно старинные каменные набережные породили поэтические образы «гранитного города» (Анна Ахматова писала о нем: «Гранитный город славы и беды»).

Первые набережные и мосты строились из дерева. В петровское время берега начали укреплять сваями, брусьями и щитами. Эти работы возлагались в основном на домовладельцев. На государственный счет была сооружена Набережная улица — нынешняя Дворцовая набережная, главное звено парадного невского фасада города. Старейшая переправа была наведена к Заячьему острову, на котором строилась Петропавловская крепость. Первоначально наплавной, этот мост вскоре был заменен свайным с подъемной частью (ныне Иоанновский, реконструирован в 1950-х годах). К 1740 году в Петербурге существовало уже около 40 мостов. Они были деревянными на свайных опорах с подъемными пролетами голландского типа. Большое участие в их строительстве принимал нидерландский мастер X. фан Болес.

Считается, что Петр I противился сооружению мостов через Неву, чтобы не препятствовать судоходству и приучать соотечественников к водным передвижениям по городу. Большая шири-

Мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца. Гравюра по рисунку М.И. Махаева. 1753

Исаакиевский мост. Литография. 1820-1830-е на Невы (300-600 м), могучее течение, частые наводнения, периоды ледостава и ледохода затрудняли устройство переправы через главную реку северной столицы. Первый невский мост — Исаакиевский — навели в 1727 году под руководством мастера Ф. Пальчикова — уже после смерти Петра I. Эта наплавная переправа соединила Адмиралтейскую сторону с Васильевским островом и вела к усадьбе светлейшего князя А.Д. Меншикова, тогда — фактического правителя России. Она состояла из барок-плашкоутов, закрепленных якорями, с дощатыми прогонами (настилами); для пропуска судов разводная часть отводилась в сторону. Этот мост долгое время оставался единственным на невской акватории. Второй появился лишь в 1786 году, он вел от Литейной части на Выборгскую сторону. В начале XIX века его переместили ниже по тече-


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒